Татьяна Федотова
Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ
Почему не каждому дается грамота?
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справляются с математикой и другими предметами, требующих большей сообразительности. Многим родителям кажется, что дисграфия появляется ниоткуда. Другие считают, что раз у дедушки или у папы была дисграфия, значит, совершенно очевидно ее появление и у ребенка.
Публикация «Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи „Дислексия и дисграфия“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Что же это такое?
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, многократно повторяющихся ошибках, часто обусловленное органическими повреждениями зон головного мозга, и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
При дисграфии :
- Специфические ошибки (очень стойкие) встречаются как при списывании, так и при письме под диктовку:
1. искаженное написание букв и не дописывание элементов;
2. замены рукописных букв графически сходными;
3. замены рукописных букв, обозначающих фонетически сходные звуки;
4. искажения звукобуквенной структуры слова (огорода – ОГОРДА, Москва – МОСКАВ, страна – СТАНА и др.)
5. искажения структуры предложения: слитное или раздельное написание слов, контаминации слов (Белая берёза растёт у окна – Белабе заратёт ока);
6. аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ,
- Ребенок с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно
- Он с трудом вычленяет из речевого потока законченную мысль;
- На уровне текста отсутствует обозначение границ предложения.
Стойкое нарушение чтения называем ДИСЛЕКСИЕЙ, письма ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит ошибок.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов.
Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией :
1. Во-первых, речь в доме должна быть правильной!
2. Во-вторых, для профилактики дисграфии нужно использовать игры и различные движения на развитие мелкой моторики:
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия:
Колечко. Как можно быстрее поочерёдно нужно перебирать пальчики рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. В прямом и обратном порядке.
Кулак – ребро – ладонь. Вот ладошка, вот – кулак! Всё быстрее делай так)
Игры-раскраски в качестве этапа подготовки к письму и развития зрительного слежения обычно начинают использовать в занятиях с ребятишками четырехлетнего возраста. Но есть маленькая хитрость: если в такие игры начинают играть раньше – эффект больше.
Раскраски с различными заданиями подойдут ребятишкам постарше. К ним относятся:
- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по определенному образцу,
- раскраски наоборот (в них нужно раскрасить только фон, а рисунок оставить незакрашенным,
- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка,
- раскраски с заданиями раскрасить или обвести наложенные контуры;
- штриховки-дорисовки и т. д.
3. Подход «больше читать и писать»много пользы не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Ошибки, которые ребенок допустит в длинном диктанте, только запомнятся в его памяти.
4. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается
Литература:
- https://www.rebenok.com/info/library/reading/53386/
- https://vk.com/boltuska?w=wall-57880788_16058
- Профилактика дисграфии у детей в раннем возрасте. (Алехина Ю. В.)