МААМ-картинки

Консультация для родителей детей 4–5 лет «Особенности психологического развития ребенка в 4–5 лет»

Скутарь Анна Владиславовна
Консультация для родителей детей 4–5 лет «Особенности психологического развития ребенка в 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности психологического развития ребенка в 4-5 лет

Внимание

• Повторять за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.

• Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например: снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).

• Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.

Публикация «Консультация для родителей детей 4–5 лет „Особенности психологического развития ребенка в 4–5 лет“» размещена в разделах

• Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.

• Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

• Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

Мышление

• Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.

• Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.

• Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.

• Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.

• Находить пару каждому предмету.

• Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры (треугольник, квадрат ит. д.)

• Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»

• Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).

• Решать простые логические задачи.

• Определять части суток и времена года. Знать их характерные отличия.

• Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

• Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.

• Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.

• Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.

• Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.

• Рассказать о семье, семейном быте, традициях.

• Рассказать о своем городе.

• Рассказать о желании в будущем приобрести определенную профессию, рассказать почему именно она его интересует.

• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые не имеет возможности видеть

Память

• Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.

• Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд, например: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.

• Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.

• Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.

• Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.

• Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.

• Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.

• Пересказывать содержание услышанной сказки.

• Запоминать содержание сюжетного рисунка.

• Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.

• Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий.

Мелкая моторика

• Запускать мелкие волчки.

• Показывать отдельно один палец (указательный, за тем два (указательный и средний).

• Кистями рук делать «фонарики».

• Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.

• Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.

• Застегивать пуговицы, крючки, молнии.

• Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.

• Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

• Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.

• Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.

• Правильно держать ножницы. Вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.

• Составлять и наклеивать узоры из различных геометрических форм

• Проводить прямые линии посередине дорожки, не выходя за ее края.

• Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.

• Правильно использовать кисти, карандаши, пастель, акварельные краски, гуашь, цветные мелки

• Лепить. Создавать образы разных предметов и игрушек. Объединять предметы в композицию. Сочинить сказку по своей композиции.

Крупная моторика

• Ходить с выполнением заданий взрослого (присесть, изменить положение рук) чередовать ходьбу с бегом, прыжками, изменением направления, темпа и т. д.

• Бегать на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. В колонне по одному, двое. Бег в разных направлениях, змейкой, с изменением темпа.

• Ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом (направо и налево, не натыкаясь друг на друга и не теряя равновесие.

• Принять исходное положение при выполнении упражнений, соблюдать дистанцию при передвижении.

• Выполнять челночный бег (3 раза по 10 метров).

• Пробежать расстояние в 20 метров за 5,5-6 секунд.

• Лазать по гимнастической стенке, не попуская реек, перелезая с одного пролета на другой.

• Перебираться с одного гимнастического снаряда на другой.

• Ползать по прямой: опираясь на кисти рук и колени, на стопы и ладони, на стопы и пальцы ног, на животе, подпираясь руками.

• Ползать между предметами, змейкой.

• Ползать под веревкой (высота 50 см.)

• Прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.

• Ловить мяч кистями рук. Бросать мяч снизу и из-за головы. Ловить мяч с расстояния 1.5-2.5 метров. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками.

• Метать предметы.

• Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

• Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

• Шнурует ботинки.

• Прыгает на одной ноге.

• Ходит по бревну.

Развитие элементарных математических представлений

• Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.

• Показывает предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

• Показывать правую и левую руку. Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.

• Показывать, что находится вверху и внизу от него.

• Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.

• Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну.

• Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше, длиннее (короче, шире (уже, выше (ниже).

• Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.

• Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

• Может назвать и показать все цифры от 0 до 9 и до 100 с помощью взрослого.

• Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток

Развитие речи

• Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.

• Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).

• После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.

• Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.

• Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

• Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.

• Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

• Употреблять предложения с однородными членами.

• Отвечать на простейшие вопросы.

• Читает наизусть короткие стихотворения.

• Использует обобщающие слова, называя животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.

• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

• Рассказать невероятную историю (истории, что является следствием развития фантазии, воображения.

• Подробно, с детализацией и повторами рассказать о содержании сюжетной картинки.

• Употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Может показать и назвать все слоги и пропечатать их с подсказкой взрослого.

• Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный). Этические качества (хитрый, добрый). Эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.

• Самостоятельно сочинить рассказ по картинкам (не более 3 картинок)

• Может печатать все буквы алфавита при помощи взрослого.

• Печатать и читать знакомые слова (имена, названия предметов и т. д.) при помощи взрослого.

Психологические потребности ребенка 4-5 лет

- в общении со сверстниками

- в движении

- в самостоятельности

- в доброжелательном к себе отношении

Основные мотивы ребенка 4-5 лет

– Признание сверстников

– Самоутверждение

– Игровой мотив

Как можно удовлетворять?:

- в общении со сверстниками (в садике играет, дома друг есть, в гости ходим);

- в движении (обеспечивать возможность бегать, прыгать, лазить, перекладина или спорт уголок дома, с папой в футбол играть, спортивная секция);

- в самостоятельности (помощник дома, все, что умеет делать – делает сам, без помощи, взрослых, есть дома поручения, которые сам выполняет);

- в доброжелательном к себе отношении (положительно оценивать при успехе, одобрение при неудачах, если бы ты сделал так (показать, объяснить, то было бы еще лучше).

Ведущая деятельность

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление.

Особенности возрастного развития

- Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

- Усложняются волевые проявления (умение подчинять свои действия правилам в игре).

- Повышенная познавательная активность.

- Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

- Интерес к другому ребенку как к своему отражению в зеркале. Чаще видит в другом ребенке отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

- Усложнение сюжетно – ролевой игры.

- Появление осознанности собственных действий.

Цели и задачи взрослых

- Создать условия для развития творческого воображения.

- Формировать умения подчинять свои действия правилам, усложняя при этом количество правил.

- Создать условия для проявления познавательной активности.

- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

- Создать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Новообразования

- контролирующая функция речи

- проявление элементов творческого воображения в сюжетно- ролевой игре.

- появление элементов произвольности.

- появление внеситуативно - личностной формы общения с взрослым.

Психология дошкольника от 4 до 5 лет

Возраст от четырех до пяти - период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.

Приобретает ребенок и известную самостоятельность, хотя и добытую иногда в нелегком "бою". В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека.

Сразу заметим, как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на третьем году малыш вырастает приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг. В дальнейшем темп этот несколько замедляется: до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок выдерживает данный темп, особого беспокойства возникать не должно.

Ночной сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до самой школы рекомендуется также и дневной сон - час-полтора. Возникают известные трудности с вечерним засыпанием. Поэтому отход ко сну необходимо обставить, как мы уже говорили, особым ритуалом: гигиенические мероприятия, переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная история, рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет, относительная тишина. Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка

Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою "самость", у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее, он уже отлично знает, "что такое хорошо и что такое плохо", он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд.

Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу.

Ребенок в дошкольном возрасте от 4 до 5 лет легко восприимчив как к плохому, так и к хорошему. Все зависит от окружающей среды. У доброжелательных и любящих родителей малыш быстрее набирает опыт любви и сердечности. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может - присмиревший и серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.

В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством. И вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования, если хотите. Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства его души.

Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа. Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к школе.

Для большинства детей в обычных условиях характерно оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы.

Дошкольный возраст 4-5летнего ребенка - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте.

Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит повторений - они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос. Ученые тот возрастной период так и назвали; "стадия вопросов". Очень важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.

В своих ответах детям мы должны придерживаться такого же принципа, в особенности это касается ответов на самые сложные вопросы. Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам. Как правило, если ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться к родителям со своими переживаниями, сомнениями. Это, в свою очередь, отчуждает родителей и детей, ведет к нарушению контакта между ними. А без контакта, доверия невозможно нормальное развитие ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю вам рассказывать о возрастных особенностях слуха и голоса детей 3 - 4 лет. Одним.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Дидактическая игра «Волшебные мешочки» для грамотного сенсомоторного развития ребенка»Консультация для родителей «Дидактическая игра «Волшебные мешочки» для грамотного сенсомоторного развития ребенка» Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому.

Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть первая) Консультация для родителей и педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4 -5 лет» (часть первая) Уважаемые педагоги, уважаемые.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей детей 4–5 лет «Особенности психологического развития ребенка в 4–5 лет»
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 12:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей детей 4–5 лет «Особенности психологического развития ребенка в 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Скутарь Анна Владиславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД