Скутарь Анна Владиславовна
Консультация для родителей детей 4–5 лет «Особенности психологического развития ребенка в 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психологического развития ребенка в 4-5 лет
Внимание
• Повторять за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
• Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например: снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
• Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
Публикация «Консультация для родителей детей 4–5 лет „Особенности психологического развития ребенка в 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
• Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
• Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.
• Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
Мышление
• Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
• Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
• Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
• Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
• Находить пару каждому предмету.
• Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры (треугольник, квадрат ит. д.)
• Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
• Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
• Решать простые логические задачи.
• Определять части суток и времена года. Знать их характерные отличия.
• Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
• Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
• Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
• Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
• Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
• Рассказать о семье, семейном быте, традициях.
• Рассказать о своем городе.
• Рассказать о желании в будущем приобрести определенную профессию, рассказать почему именно она его интересует.
• Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые не имеет возможности видеть
Память
• Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
• Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд, например: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.
• Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
• Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
• Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
• Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
• Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
• Пересказывать содержание услышанной сказки.
• Запоминать содержание сюжетного рисунка.
• Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.
• Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий.
Мелкая моторика
• Запускать мелкие волчки.
• Показывать отдельно один палец (указательный, за тем два (указательный и средний).
• Кистями рук делать «фонарики».
• Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
• Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
• Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
• Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
• Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
• Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
• Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
• Правильно держать ножницы. Вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.
• Составлять и наклеивать узоры из различных геометрических форм
• Проводить прямые линии посередине дорожки, не выходя за ее края.
• Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
• Правильно использовать кисти, карандаши, пастель, акварельные краски, гуашь, цветные мелки
• Лепить. Создавать образы разных предметов и игрушек. Объединять предметы в композицию. Сочинить сказку по своей композиции.
Крупная моторика
• Ходить с выполнением заданий взрослого (присесть, изменить положение рук) чередовать ходьбу с бегом, прыжками, изменением направления, темпа и т. д.
• Бегать на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. В колонне по одному, двое. Бег в разных направлениях, змейкой, с изменением темпа.
• Ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом (направо и налево, не натыкаясь друг на друга и не теряя равновесие.
• Принять исходное положение при выполнении упражнений, соблюдать дистанцию при передвижении.
• Выполнять челночный бег (3 раза по 10 метров).
• Пробежать расстояние в 20 метров за 5,5-6 секунд.
• Лазать по гимнастической стенке, не попуская реек, перелезая с одного пролета на другой.
• Перебираться с одного гимнастического снаряда на другой.
• Ползать по прямой: опираясь на кисти рук и колени, на стопы и ладони, на стопы и пальцы ног, на животе, подпираясь руками.
• Ползать между предметами, змейкой.
• Ползать под веревкой (высота 50 см.)
• Прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
• Ловить мяч кистями рук. Бросать мяч снизу и из-за головы. Ловить мяч с расстояния 1.5-2.5 метров. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками.
• Метать предметы.
• Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
• Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
• Шнурует ботинки.
• Прыгает на одной ноге.
• Ходит по бревну.
Развитие элементарных математических представлений
• Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
• Показывает предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
• Показывать правую и левую руку. Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
• Показывать, что находится вверху и внизу от него.
• Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
• Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну.
• Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше, длиннее (короче, шире (уже, выше (ниже).
• Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
• Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
• Может назвать и показать все цифры от 0 до 9 и до 100 с помощью взрослого.
• Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток
Развитие речи
• Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
• Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
• После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
• Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
• Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
• Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
• Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
• Употреблять предложения с однородными членами.
• Отвечать на простейшие вопросы.
• Читает наизусть короткие стихотворения.
• Использует обобщающие слова, называя животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
• Рассказать невероятную историю (истории, что является следствием развития фантазии, воображения.
• Подробно, с детализацией и повторами рассказать о содержании сюжетной картинки.
• Употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Может показать и назвать все слоги и пропечатать их с подсказкой взрослого.
• Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный). Этические качества (хитрый, добрый). Эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
• Самостоятельно сочинить рассказ по картинкам (не более 3 картинок)
• Может печатать все буквы алфавита при помощи взрослого.
• Печатать и читать знакомые слова (имена, названия предметов и т. д.) при помощи взрослого.
Психологические потребности ребенка 4-5 лет
- в общении со сверстниками
- в движении
- в самостоятельности
- в доброжелательном к себе отношении
Основные мотивы ребенка 4-5 лет
– Признание сверстников
– Самоутверждение
– Игровой мотив
Как можно удовлетворять?:
- в общении со сверстниками (в садике играет, дома друг есть, в гости ходим);
- в движении (обеспечивать возможность бегать, прыгать, лазить, перекладина или спорт уголок дома, с папой в футбол играть, спортивная секция);
- в самостоятельности (помощник дома, все, что умеет делать – делает сам, без помощи, взрослых, есть дома поручения, которые сам выполняет);
- в доброжелательном к себе отношении (положительно оценивать при успехе, одобрение при неудачах, если бы ты сделал так (показать, объяснить, то было бы еще лучше).
Ведущая деятельность
Сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция
Наглядно-образное мышление.
Особенности возрастного развития
- Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
- Усложняются волевые проявления (умение подчинять свои действия правилам в игре).
- Повышенная познавательная активность.
- Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
- Интерес к другому ребенку как к своему отражению в зеркале. Чаще видит в другом ребенке отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- Усложнение сюжетно – ролевой игры.
- Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи взрослых
- Создать условия для развития творческого воображения.
- Формировать умения подчинять свои действия правилам, усложняя при этом количество правил.
- Создать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
- Создать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования
- контролирующая функция речи
- проявление элементов творческого воображения в сюжетно- ролевой игре.
- появление элементов произвольности.
- появление внеситуативно - личностной формы общения с взрослым.
Психология дошкольника от 4 до 5 лет
Возраст от четырех до пяти - период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.
Приобретает ребенок и известную самостоятельность, хотя и добытую иногда в нелегком "бою". В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека.
Сразу заметим, как и на предыдущих возрастных этапах, мерилом правильного питания являются показатели физического развития ребенка. Так, на третьем году малыш вырастает приблизительно на 10 см, а в весе прибавляет около 3 кг. В дальнейшем темп этот несколько замедляется: до 5-7 см и до 2 кг каждый год. Если ребенок выдерживает данный темп, особого беспокойства возникать не должно.
Ночной сон в этот период, как и раньше, должен быть не менее 10 часов. И почти до самой школы рекомендуется также и дневной сон - час-полтора. Возникают известные трудности с вечерним засыпанием. Поэтому отход ко сну необходимо обставить, как мы уже говорили, особым ритуалом: гигиенические мероприятия, переодевание в ночную одежду, ласковая и тактичная беседа, повышенное внимание к словам и поведению ребенка, интересная сказка или поучительная история, рассказываемая спокойно, умиротворяюще, притушенный свет, относительная тишина. Вся процедура укладывания должна быть неторопливой и приятной для ребенка
Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою "самость", у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее, он уже отлично знает, "что такое хорошо и что такое плохо", он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд.
Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу.
Ребенок в дошкольном возрасте от 4 до 5 лет легко восприимчив как к плохому, так и к хорошему. Все зависит от окружающей среды. У доброжелательных и любящих родителей малыш быстрее набирает опыт любви и сердечности. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. Он может заставить, себя (хотя бы на время) не шуметь, если ему скажут; что мама заболела, что маме больно. Он уже может - присмиревший и серьезный - подойти к ней, чтобы утешить, чтобы помочь ей своим сочувствием и любовью, своим поцелуем и крепким объятием.
В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством. И вряд ли нужно тут же отдавать конфету или грушу ему обратно. Наоборот, надо дать ему вкусить радость своего великодушия и даже самопожертвования, если хотите. Эта радость разовьет в дальнейшем благодатные свойства его души.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа. Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к школе.
Для большинства детей в обычных условиях характерно оптимистическое восприятие жизни. Окружающий мир кажется им устроенным самым лучшим образом. Нужно всегда помнить об этом, щадить и оберегать легкоранимую психику ребенка. Опасно выяснять в присутствии детей свои отношения, устраивать, сцены и скандалы.
Дошкольный возраст 4-5летнего ребенка - период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте.
Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит повторений - они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос. Ученые тот возрастной период так и назвали; "стадия вопросов". Очень важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.
В своих ответах детям мы должны придерживаться такого же принципа, в особенности это касается ответов на самые сложные вопросы. Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам. Как правило, если ребенок обнаруживает эту неправду, он перестает обращаться к родителям со своими переживаниями, сомнениями. Это, в свою очередь, отчуждает родителей и детей, ведет к нарушению контакта между ними. А без контакта, доверия невозможно нормальное развитие ребенка.