Анна Шинкевич
Консультация для родителей «Что такое творческие способности»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - старая это задача или новая.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь то и требуется особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи зависимости, закономерности и д. т. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое творческие способности“» размещена в разделах
Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности доступна только человеку.
И как ни покажется это на первый взгляд странным, более сложная пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества, творческая деятельность привлекает к себе людей, и не только молодых. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше овладевают разными умениями, мы еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором раньше не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
Значит, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Именно в эти годы малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными.
К сожалению, большинство родителей уделяя, главным образом, внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значение тому, какце условия они создают ему для развития. Считают: придет время - научиться всему.
В действительности это далеко не так. Малыши, научившиеся читать еще до школы, учатся значительно лучше других и учиться им, как правило, легко, да и научиться легко 3-4 летнему ребенку намного легче чем 6-7 летнему, и делает он это играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению идет гораздо труднее и обычно под давлением взрослых.
Итак, первое условие развития творческих способностей - раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.
Чрезвычайно важное условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем лучше, тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира это время идет интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься - объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. В это время малыш больше, чем когда-либо должен заниматься творчеством, решать многие, для него, совершенно новые, задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циоловского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума : «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.