Альбина Валерьевна Туманина
Характеристика понятия «творческие способности детей» (первая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
творческие способности детей
По утверждению педагогов-исследователей (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной и др., из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики художественная деятельность является естественной "школой творческого развития" личности (Н. Н. Поддъяков). Одной из составляющих развития творческой личности являются творческие способности человека.
Темочки:
Рассмотрим термин "способности". БСЭ дает следующее определение: "Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности". (4, с. 346)
По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, "способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения". В. А. Крутецкий выделяет три важнейшие стороны этого определения.
1. Способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого.
2. Это именно психологические особенности.
3. Способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.
Каждая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Если человек обладает такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что он способен к этой деятельности.
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Способности формируются и обнаруживаются только в соответствующей деятельности. Способности человека формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Способности – это прижизненное, а не врожденное образование. Связь способностей со знаниями. умениями, навыками такова: с одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков; с другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей человека.
Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности. Существуют и природные предпосылки развития способностей – задатки. Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развитие способностей. К задаткам относятся: врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов; типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей; сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение 1-й и 2-й сигнальных систем. И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием 1-й сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием 2-й сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем.
Задатки являются одним из условий формирования способностей.
Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности и приобретением новых знаний, умений, навыков. "Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального про-дукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности".
Обратимся к понятию "творчество", "творческий". Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Анализ справочной педагогической и психологической литературы позволяет говорить о том, что "творчество" на сегодняшний день определяется достаточно многообразно. Краткий педагогический словарь определяет "Творчество – как деятельность человека, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей, предполагаемое у личности наличие способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью"
В наибольшем количестве случаев мы встречаем определение понятия творчества, как деятельности. Например, в БСЭ говорится: "Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественное, новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности".
А. Я. Пономарев отмечает: "Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".
В философском словаре определение также подчеркивает, что результат творчества есть новый продукт : "Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций, знаний, умений, продуктов".)
В статье "творчество", вошедшей в энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанной Ф. Батюшковым: "Творчество – в прямом смысле – есть создание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил".
Новый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская: "Творчество – определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение".
Об общественной ценности творчества, его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова: "Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности".
Г. Г. Кравцов предлагает рассматривать творчество как способ существования личности.
Интересными в этом плане являются мысли Г. И. Иванова: "Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества".
И. П. Волков утверждает: "Единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. Творчество индивидуально, художественно проявляется хотя бы в минимальном отсутствии образца".
Л. С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, "которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке".
Таким образом, творческие способности – это способности к творчеству как деятельности. В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития.
Анализируя все приведенные выше цитаты о способностях, творческих способностях, творчестве, можно сказать, что творчество является од-ним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Более значимы не результаты детского творчества, а формирование способностей.
Стремление выделить творческие способности можно объяснить, во-первых, их значимостью для творческого процесса, а во-вторых, как отмечает американский педагог Х. Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Поэтому ученым приходится "отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми".(38, с. 8) Стремление раскрыть творческие способности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры творческих способностей.
Приводим некоторые классификации. Дж. Гилфордом была предложена кубическая модель интеллекта, которая представляет собой эвристическую гипотезу, позволяющую классифицировать интеллектуальные способности и предсказать новые. Существуют три измерения интеллекта: операции, продукты, содержание, которые характеризуют способности к решению интеллектуальных задач. Дж. Гилфорд выделяет пять типов операций: познание, память, конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях) мышление, оценивание; четыре вида содержания: образное, символическое, семантическое и поведенческое; шесть видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.
Все интеллектуальные способности, по мнению Дж. Гилфорда, в ка-кой-то мере являются творческими, но более всего – способность к дивергентному мышлению. Как отмечает автор, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой понимается способность высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость – способность высказывать многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность, - способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.
А. И. Лук объединил 15 способностей, близких к интеллектуальным, это:
1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его "координационную сетку", уже имеющихся знаний и представлений, остальное бессознательно отбрасывает. На это влияют привычные структурные установки, чувства, конформность. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.
2. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму; разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться кодами. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяет преимущественную склонность к испытанию тех или иных кодов информации. Способ кодирования накладывает печать на выбор содержательной области мышления.
3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
4. Способность к переносу. Это способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
5. Боковое мышление. Способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
6. Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие картины.
7. Готовность памяти. Способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеется в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
8. Сближение понятий. Легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, "смысловые расстояния" между ними.
9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. "Смысловые расстояния" – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированности – одно из проявлений гибкости мышления.
10. Гибкость интеллекта. Способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.
11. Способность к оценочным действиям. Способность к оценке, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
12. Способность к "сцеплению". Объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.