Лейсан Адреева
Консультация для родителей «Способности и дарования на кончиках пальцев детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление,что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука,а мозг,вначале
казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.
Учёными доказано,что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребёнка,психику
вообще,учёные отмечают общее стимулирующее значение функций руки,и заключают,что
речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.
На основа проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена
Публикация «Консультация для родителей „Способности и дарования на кончиках пальцев детей“» размещена в разделах
следующая закономерность:если развитие движений пальцев соответствует возрасту,то и речевое
развитие находится в пределах нормы,если же развитие движений пальцев отстаёт,то и речевое
развитие ребёнка задерживается.
На кистях рук рас полагается множество акупунктурных точек,массируя которые можно
воздействовать на внутренние органы человека,рефлекторно связанные с ними.
При обследовании детей,мы выявляем уровень их развития-интеллектуального,общего и
речевого и непременно обращаем внимание на развитие мелкой моторики. Почти всегда
отмечаем:это развитие,что называется,оставляет желать лучшего. Обследование детей
перешедших в нашу группу,мы проводим не одновременно,а в выполнить течение,по крайне
мере 2-3 недель,предлагая воспитанникам выполнить различные виды деятельности.
Наблюдая за тем,как ребёнок работает с пластилином,определяем,насколько точно он может
делить кусок пластилина на определенное количество частей,умеет ли раскатывать ладонями
шарик или,колбаску”,катать шарик пальцами. При работе с бумагой наблюдаем,может ли
ребёнок складывать лист бумаги пополам,по диагонали,ровно разрезать его на равные
полоски,вырезать круг. Неплохой тест на ловкость пальчиков-уборка со стола счетных палочек и
способность удерживать собранные палочки в ладошке.
Посвященный развитию мелкой моторики у детей,мы подобрали подходящий материал и
изготовили пособия,с помощью которых можно вызвать у детей интерес к
лепке,рисованию,манипуляциям с мелкими предметами
Помня о том,что задержка развития речи и дефекты произношения усложняют жизнь ребёнка и
,следовательно,отражается на его поведении,над устранением недостатков речи детей мы
работаем вместе с логопедом и родителями. Отмечаем значимость мелкой моторики для
развития речи и объясняем,что участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно
быть,так сказать,разовым,эпизодическим.
В информационном уголке для родителей мы помещаем рекомендации и описание упражнений
по развитию мелкой моторики:комплекс артикуляционной гимнастики,описание упражнений для
пальцев. Здесь же родителям даны советы относительно заданий,выполнение которых служит
прекрасным средством развития детей :можно помочь на кухне (перебрать горох,рис,лепить
пельмени,потрудиться на дачном участке (прополка грядок,сборка ягод,уборка территории).
В своей работе мы последовательно используем схему,от простого к
сложному”,систему,включающую в себя пальчиковую гимнастику,а также игры с предметами.
Ежедневный массаж кисти,пальчиковые упражнения и занятия с ребёнком по овладению
навыками речи ускоряет её развитие.
Таким образом,двигательная активность кисти увеличивает запас слов,способствует
осмысленному их использованию,формирует грамматически правильную речь,развивает
память,воображение,способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
В группе подготовлен материал для манипуляции с предметами,который также способствует
развитию мелкой моторики.
Упражнения с ними разнообразны.
1. Застёгивание и расстёгивание пуговиц.
2. Шнуровка,завязывание бантиков.
3. Нанизывание бисера на нитку.
4. Работа с мозаикой,конструкторами.
5. Оригами.
6. Перебирание счетных палочек.
7. Игра с клубочками ниток.
8. Плетение ковриков из бумажных полосок.
9. Выкладывание букв и предметов (косточки слив,вишен,абрикосов,семена
тыквы,арбузов,пуговицы и т. п.).
10. Работа с наборами для шитья (иголка,нитка,ткань в индивидуальных коробочках) и многое
другое.
Работа с этим материалом связана со многими видами детской деятельности. Индивидуально мы
объясняем,например,последовательность шнуровки,порядок операций при шитье,знакомим
ребёнка с процессом вырезания ножницами. С подгруппой детей собираем мозаики,нанизываем
бусы,работаем с оригами,выкладываем палочки. На занятиях со всей группой занимаемся
лепкой,конструированием,составлением геометрических фигур из палочек.
Любое из этих занятий требует от детей усидчивости,терпения,развивает навыки выполнения
действий по заданному образцу,что способствует развитию фантазии и
самостоятельности,прививает вкус к творчеству.
Работу с любым материалом начинаем со знакомства с ним:рассматриваем фактууру,говорим о
его применении и использовании. На занятиях мы активно используем художественное слово-
тексты,содержание которых близко к теме занятия. Это способствует запоминанию
стихов,расширению и закреплению словарного запаса.
Складывание,вырезание,плетение-не только увлекательная,но и познавательная
работа. Художественное творчество развивает у детей фантазию,вкус,способности. Бумага даёт
возможность ребёнку проявлять свою индивидуальность,воплотить замысел,ощутить радость
творчества.
Мы считаем,что через различные действия с бумагой,при применении определённых способов и
приёмов,дети учатся эстетически,подчёркивая колоритность внешнего вида поделки.
П. Г. Редкин говорил :,Давайте детям играть с песком,бумагой,глиной. На этих занятиях они
научатся,сто и как созидать,разовьются их способности и руки,приобретает знание и умение. Мы
знаем,что никакое наслаждение не может сравниться с тем,какое доставляет нам
созидание,творчество”.
Большинство игрушек мы создаём из цветной бумаги,квадратной или прямоугольной
формы. Применяя в определённой последовательности способы и приёмы сгибания
заготовки. Важно помнить,что на качество изображения,на конечный результат влияет не только
выбор заготовки,но и тщательность,точность и аккуратность складывания бумаги,и заглаживание
сгибов. Поэтому мы постепенно усложняли последовательность сгибов и другие приёмы
обработки бумаги для получения сначала простых,а затем более сложных моделей.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам
по горизонтали или вертикали на четыре равные части,из этой основы получают вложенные друг в
друга квадраты,развернув сложенную вчетверо бумагу и закрепив верхние сгибы. Затем обеими
руками сдвигают их навстречу друг к другу так, чтобы противоположные част оказались внутри
фигуры. Научившись делать такую заготовку,дети легко могут выполнить разнообразные
поделки:рыбы,цветы,птицы,маски,звери и др.
Конструирование из бумаги важно ещё и потому,что оно развивает творческое
воображение,фантазию,аккуратность,умение бережно использовать материал выполняет
терапевтическую функцию:отвлекает детей от грустных событий,снимает нервное
напряжение,страхи,вызывает радостное,приподнятое настроение,обеспечивает положительное
эмоциональное состояние.
Много времени уделяем игре. Стараемся разнообразить детское игровое пространство. В группе
имеется как традиционные уголки,так и неоформленный материал,которым дети пользуются
самостоятельно,по своему желанию совместно с родителями изготавливаем маски,театры.
Вся работа в детском саду невозможна без активного участия семьи,поэтому отношения
родителей и педагогов ДОУ должны стать по-настоящему партнерскими. Это должен быть
неравнодушный,созидательный,благодатный,конс
труктивный союз,действия которого направлены
на всестороннее развитие,пусть пока маленьких,но по-своему уникальных личностей