Дарья Чижевская
Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха.
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫШКИНЫ ЗАПАСЫ»
Цель: дифференциация (различение) звуков.
Задачи:
- коррекция (исправление недостатков) звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха (способности различать речевые и неречевые звуки);
- совершенствование связной речи (способность объяснить свой выбор).
Публикация «Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Оборудование: два мешочка (распечатанных или нарисованных, завязанных шнурочками синего и зеленого цветов; две фигурки мышек.
Описание игры. Взрослый начинает игру с короткого рассказа:
«Однажды маленькие мышки решили проверить свои запасы. Запасов было так много, что вся мышиная кладовка оказалась забита. Тогда мышки сшили два мешочка и просят тебя помочь им разложить вещи правильно».
Методические указания:
1) Если дифференциация твердых и мягких звуков.
При дифференциации твердых и мягких согласных звуков важно обратить внимание ребенка на цвет шнурков и обговорить, что на мешок с синим шнурком кладутся картинки, в которых заданный звук твердый, а на мешок с зеленым – мягкий.
Пример: сапоги – звук [С] твердый, сено – звук [С’] мягкий.
2) Если дифференциация шипящих и свистящих звуков или соноров [Р] – [Л], [Р’] – [Л’].
При дифференциации такого типа цвет шнурков не учитывается. Ребенок просто раскладывает картинки таким образом: на мешочек справа - картинки с шипящим звуком, на мешочек слева – со свистящим.
Пример: кошка – звук [Ш], каска – звук [С]. Или: карта – звук [Р], лама – звук [Л]; речка – звук [Р’], леска – звук [Л’].
Единое требование для любого типа игры : ребенок объясняет свой выбор и раскладку картинок по мешочкам.
Примечание: картинки взяты из Интернет-хранилищ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «О ЧЕМ МЕЧТАЕТ РЫБКА?»
Цель: автоматизация (закрепление правильного произношения) звуков.
Задачи:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза (умение различать звук в потоке речи и проводить его анализ и синтез);
- совершенствование лексико-грамматического строя речи (умение правильно согласовывать слова в предложении).
Оборудование: предметные картинки по разным темам, большая картинка с изображением рыбки в море.
Описание игры. Взрослый начинает игру:
«В глубоком красивом море, на самом его дне живет Рыбка. Как-то вспомнила Рыбка о том, какие удивительные предметы видела совсем недавно на краю Водорослевого леса, и захотелось ей помечтать…»
Затем взрослый предлагает ребенку дать Рыбке имя, назвать части ее тела, обсудить окрас. После чего ребенку дается задание выбрать из разложенных на столе картинок только те, в названиях которых есть закрепляемый в произношении звук и положить на белые круги - «мечты», вокруг Рыбки. Кладя картинку, ребенок обязательно проговаривает: «Рыбка мечтает о…».
Пример: автоматизируются звуки [З], [С], [З’], [С’]. Фраза ребенка будет примерно такая: «Рыбка мечтает о разноцветных бусах, о синем комбинезоне…».