Елена Субботка
Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с упражнениями, которые вы можете использовать при занятии дома.
Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить. Вашему вниманию представляю подбор основных артикуляционных упражнений.
УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
1. «Улыбочка» (статическое)
Цель: Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы.
Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.
2. «Заборчик» (статическое)
Цель: Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 с.
3. «Трубочка, хоботок» (статическое)
Цель: Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и
вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком
положении следует 10-15 с.
3. «Бегемотик, окошко» (статическое)
Цель: Развивать умение удерживать язык в таком положении длительное время.
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать открытым 5-10 с., медленно закрыть. Язык лежит спокойно за нижними зубами.
4. «Накажем непослушный язычок»
Цель: Вырабатывать продвижение широкого языка между
губами. Улыбнуться, приоткрыть рот, язык лежит на нижней
губе. Пошлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя-пя…
5. Лопаточка» (статическое)
Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.
6. «Желобок, подуем на лопаточку» (статическое)
Цель: Вырабатывать целенаправленную воздушную струю
по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык из полости рта – «Лопаточка». Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 с.
7. «Иголочка» (статическое)
Цель: Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
8. «Змейка» (динамическое)
Цель: Развивать боковые мышцы языка. Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5-6 раз.
9. «Сердитая кошечка» (статическое)
Цель: Развивать подвижность мышцы спинки языка. Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
10. «Прятки» (динамическое)
Цель: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
11. «Качели» (динамическое)
Цель: Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15-20 раз.
12. «Почистим зубки» (динамическое)
Цель: Упражнять в смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть неподвижна.
13. «Часики» (динамическое)
Цель: Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию
движения (справа налево). Рот приоткрыт. Узкий язык
движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться
губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет или
сопровождается словами: тик-так, тик-так.
Длительность выполнения упражнения – 20 с.
14. «Чашечка» (статическое)
Цель: Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем
положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка
поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3-4 р.
15. «Индюк, болтушка» (динамическое)
Цель: Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Приоткрыть рот, положить широкий язык «чашечка» на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос «бл-бл-бл…»
16. «Вкусное варенье» (динамическое)
Цель: Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5-6 раз.
17. Упражнение «Катание шарика» (динамическое)
Цель: Укреплять боковые мышцы языка. Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) – 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) – 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.
17. «Утюжок» (динамическое)
Цель: Активизировать кончик языка на бугорках. Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20-25 раз.
18. «Маляр» (динамическое)
Цель: Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу «потолок» вперед – назад. Упражнение проводить в медленном темпе 5-6 раз.
19. «Дятел, барабанщик» (динамическое)
Цель: Вырабатывать подвижность кончика языка. Рот широко раскрыт. Язык в форме «чашечки» с силой ударяет в бугорки- альвеолы, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку: д-д-д-д-д… Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Упражнение проводится в течение 15-20 с.
20. «Парус» (статическое)
Цель: Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком
положении под счет до 10. Упражнение повторить 2-3 раза.
21. «Лошадка» (динамическое)
Цель: Растягивать подъязычную связку языка. Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10-15 раз.
22. «Кучер» (динамическое)
Цель: Развивать дрожание губ под воздействием сильной воздушной струи. Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру».
23. «Грибок» (статическое)
Цель: Растягивать подъязычную связку языка. Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 5-6 раз.
24. «Гармошка» (динамическое)
Цель: Растягивать подъязычную связку языка. В положении «грибок» открывать и закрывать рот, язык не отрывать. Упражнение выполнить 10-15 раз.
25. «Прогони комарика» (динамическое)
Цель: Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи. Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.
26. «Настроение» (динамическое)
Цель: Вырабатывать подвижность губ. Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.
Надеюсь, эти упражнения помогут вашему ребенку красиво и правильно говорить!
Спасибо за внимание!