Елизавета Медведева
Консультация для родителей «Основы обучения детей связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы обучения детей связной речи
«Слово есть первый признак сознательной,
разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира».
К. С. Аксаков
Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста — научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
Публикация «Консультация для родителей „Основы обучения детей связной речи“» размещена в разделах
Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ.», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической — неполной, несогласованной.
К 5 - 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка:
• уметь полно и последовательно излагать свои мысли,
• легко строя сложные развернутые предложения,
• логически обосновывая свои высказывания,
• свободно пересказывать рассказы и сказки,
• описывать произошедшие события,
• правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Вот основные задачи развития речи, которые ставят перед собой педагоги дошкольного отделения:
Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.
Необходимо добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи. Необходимо создать условия для развития интереса и внимания к слову: «Как правильно сказать?», «Как сказать по-другому?»
Работа над грамматическим строем речи.
Слова — это «кирпичики», из которых складывается речь. Грамматика — нормы изменения слов и соединение их в предложения. Это изменения слов по числам, падежам, родам, построение простых и сложных предложений. В среде общения и в процессе системной речевой практики ребенок познает модель родного языка.
Формирование звуковой культуры речи — умение слышать и воспроизводить все звуки родного языка.
Это работа над системой ударений в словах, интонационным строем родного языка, четким произношением всех звуков и слов, выразительностью, темпом речи и силой голоса.
Формирование и развитие связной речи (диалогической и монологической).
Диалог — разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать, слушать и понимать. Постепенно включается в речь ребенка монолог — это более сложная форма речи: составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, событие — увиденное или произошедшее, составление рассказов о предмете, объекте, картине или серии картин, связанных одним сюжетом.
Рассказ, составленный ребенком, помогает определить запас слов, умение строить фразы, передавать содержание кратко или развернуто.
Педагогам для решения этих задач необходимо создание информационно развивающей среды: ситуаций, мотивирующих общение детей — разных ролевых игр, словесных дидактических игр, наличие театральных атрибутов для разыгрывания сказок, стихов; включать в занятия и повседневную жизнь детей пальчиковую и артикуляционную гимнастики, игры, провоцирующие спорные дискуссии.
Занятия должны проходить эмоционально, динамично. Полезно использовать задания — «Сочини сказку, историю.», «Как ты думаешь, что могло быть дальше?», «Придумай начало истории», «Придумай загадку»; учить детей строить планомерное высказывание — определять место и время происходящего действия, главных и второстепенных героев.