Света Денисова
Консультация для родителей «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать +Заказ
«Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи»
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью. Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие зрительно-пространственных представлений у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем детям. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для развития зрительно-пространственного восприятия.
При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие трудности, как:
• трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр;
• плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп;
• угадывание букв;
• возвратные движения глаз (путают строчку, читают наоборот);
• пропуск, добавление, перестановка букв;
• затруднение понимания прочитанного;
• возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
• плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).
Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.
Система упражнений и дидактических игр, которая направлена на развитие зрительно-пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР.
Она включает в себя:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину предметов, высоту, ширину, длину,
- обучение ориентировке в схеме собственного тела,
- обучение восприятию местоположения и удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе,
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а также изменчивости пространственных отношений,
- обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу и только потом даем лист бумаги,
Предлагаем следующие игры направленные на развитие зрительно – пространственных представлений.
1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т. д.».
2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т. д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т. д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и
назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т. д.
4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
5. Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного
конструктора или кубиков.
6. «Найди отличия в картинках».
7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать.
8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?
Работа по развитию зрительно – пространственных представлений дает следующие результаты:
• у детей формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела;
• игры и игровые упражнения позволяют не только целенаправленно и ускоренно формировать зрительно-пространственное восприятие, но и в доступной интересной форме развивать познавательный процесс дошкольника;
• у детей наблюдается повышенный интерес к предлагаемым заданиям, что способствует активизации внимания и зрительной памяти;
• целенаправленное, всестороннее восприятие предмета, сравнение его с другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь ребёнка;
• силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом;
Таким образом, реализация предложенных направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи позволяют успешно подготовить детей к обучению в школе, улучшают социальную адаптацию детей к школьным условиям.
Желаем Вам успехов!