Олейник Елена Николаевна
Консультация «Воспитание творческой активности ребенка дошкольного возраста в семье, посредством семейных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему: «Воспитание творческой активности ребенка дошкольного возраста в семье, посредством семейных традиций»
Воспитание творческой активности ребенка дошкольного возраста в семье, посредством семейных традиций.
Публикация «Консультация „Воспитание творческой активности ребенка дошкольного возраста в семье, посредством семейных традиций“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».
Б. Асафьев.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности развивать творческие способности людей. Таланты проявлялись как бы сами собой, создавались шедевры литературы и искусства, научные открытия, изобретения, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Раннее выявление и развитие творческих способностей детей - главная задача современного образования. От того, насколько будут использоваться возможности работы по их развитию, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека, обеспечивая дальнейшее развитие науки и культуры, научно - технического прогресса, областей производства и социальной жизни. Эффективное их развитие возможно при совместных усилиях семьи и дошкольных учреждений.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание следующих условий:
1. Раннее физическое развитие ребёнка. Оно должно соответствовать возрастным нормам.
2. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
3. Предоставлять возможность ребёнку выполнить задание самостоятельно, или помогать ему, давая подсказки, а не готовые ответы и решения.
4. Предоставление ребёнку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел.
5. Не превращать свободу во вседозволенность.
6. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье. Взрослые должны создать безопасную психологическую атмосферу.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение определённой цели.
Семейные традиции, способствующие развитию творчества ребенка в семье
«Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность»
К. Д Ушинский
Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остаётся места вредным привычкам и непониманию, отчуждённости, скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», которой он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создаёт свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.
Примеры семейных традиций, способствующих развитию творчества ребенка в семье :
1. Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!
2. Кухни народов мира. Если в семье любят готовить, это отличный способ проявить свои кулинарные способности. Просто два раза в месяц, или чаще, выбирать страну и устраивать вечера национальной кухни. Один ужин может быть мексиканским, другой — итальянским или индийским, а ребенку принимать активное участие в приготовлении пищи, атрибутов или украшении дома.
3. Рисовать друг другу открытки каждую пятницу. Просто так, без повода, чтоб настроиться на проведение хороших выходных в кругу семьи.
4. Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику ребенок прячет подарок и составляет карту, где находится подарок – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку
5. Рисовать самого себя на каждое день рождение, а потом сравнивать с прошлым годом.
6. Создание и упаковка подарков. Творить с ребёнком поделки своими руками и дарить их родным впоследствии — одна из лучших идей. Если все же отдаётся предпочтение покупным презентам, творчество можно проявить, упаковывая их. Ребёнок сможет с лёгкостью справиться с этой задачей.
7. На каждое день рождение мамы и папы делать открытку, которое будет самым приятным и желанным подарком.
8. Сказка на ночь. Не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Концовку сказки придумывают вместе, а затем сравнивают с авторской концовкой.
9. Вечера стихов и песен. Когда семья собирается вместе, все садятся в кружочек, сочиняют стихи – каждый по строчке – и сразу же придумывают к ним музыку, и поют под гитару. Здорово! Также можно устраивать домашние спектакли и кукольный театр.
10. Будет замечательно, если каждый родитель возьмёт в привычку играть с собственным ребёнком хоть некоторое время ежедневно. Это совместное занятие укрепит связь между старшим и младшим поколением. Игры могут быть абсолютно разными: настольные, командные, логические. Важно выбирать именно то, что интересует ребёнка. В летнее время можно организовать игру на свежем воздухе. Зимой — в уютном и теплом доме. Основное правило — не игнорировать просьбу детей поиграть с ним
11. Снежные постройки. Каждую зиму создавать всей семьей снежные постройки во дворе, пусть ребенок возьмет на себя ведущую роль и постройки будут по его замыслу.
12. На каждый Новый год делать одну новую елочную игрушку своими руками вместе с ребенком (или сам ребенок, который будет радовать глаз много лет.
13. Открытки времена года. На каждый сезон года создавать открытку, картину или коллаж на самом видном месте, отражающий время года.
14. Семейный фотоальбом. Создавать свой семейный фотоархив вместе с ребёнком будет не только интересно, но и полезно. Для этого можно купить альбом большого формата, куда будут размещаться фотографии в хронологическом порядке. Если ребёнок мал, чтобы заниматься вклеиванием, ему можно поручить украшение страниц. Каждое фото можно интересно подписать и обозначить время и место сделанного снимка. Со временем альбом будет пополняться, и рассматривать его вечером у камина будет своей отдельной традицией.
Влияние семейных традиций на воспитание детей очень велико. Традиции – это способ воспитания ребёнка не посредством «кнута и пряника», а с помощью естественного хода жизни. Совместное времяпрепровождение способствует началу настоящей дружбы между взрослыми и детьми. Организация интересной содержательной жизни ребенка в семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов, будет материалом, необходимый для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т. п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т. д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником специальных занятий по творческой деятельности.
Используемая литература
1. Крылов, Е. [Текст] : Школа творческой личности / Е. Крылов// Дошкольное воспитание. -2016.-№7.-С. 11-20.
2. Матюшкин, А. М. Вестник практической психологии образования [Текст] / А. М. Матюшин // Концепция творческой одарённости. - 2012.- №4.- С. 83-86.
3. Мелик – Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству [Текст] : книга/ А. А Мелик-Пашев, З. Н. Новлянская. -2-е изд. - М. :Бином, Лаборатория знаний,2014.-215 с.
4. Прохорова, Л. [Текст] : Развиваем творческую активность дошкольников /Л. Прохорова// Дошкольное воспитание. - 2003.-№5.-С. 21-27.
5. https://psychology.academic.ru/2532/творчество
6. https://studfile.net/preview/4048082/page :7/
7. https://revolution.allbest.ru/culture/00360282_0.html