Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных процессов»

Елена Ефремова
Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных процессов»
▼ Скачать + Заказать документы

г. Барнаул

.Воспитатель Ефремова Е. А.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(китайская пословица)

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Публикация «Консультация для педагогов „Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных процессов“» размещена в разделах

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”.

И выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

1.

Утверждение, что «ребенок по натуре своей практик», не потеряло актуальность и в наше время, так как окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным и требующим от детей поисковой активности. В Концепции содержания непрерывного образования, утвержденной Минобразования России 17.06.2003г, ясно сформулировано, что одним из оснований преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников, выделяют развитие любознательности как основу познавательной деятельности.

Известно, что любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность, когда у него проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.

Как поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой? Необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Очень важно научить детей связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

В связи с чем, исследовательский метод обучения можно рассматривать, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

2. Познавательная экспериментальная деятельность идёт от самого ребёнка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности.

Детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности ребенка.

Это подтверждают и результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина, которые показывают, что возможности умственного развития ребёнка дошкольного возраста напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.

Это проявляется у детей в поисковой активности, отвечающей на вопросы: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ведь «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь», - как считает Н. Н. Поддьяков. Он доказал, что лишение ребенка возможности экспериментировать,

постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка и на способности обучаться в дальнейшем.

Поэтому необходимо включение дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой дети смогли бы постоянно обнаруживать новые знания, т. к. именно в дошкольном возрасте полученные сведения они заносят в свой банк памяти. Ребёнок занимается именно познанием мира через экспериментирование, где природа поставила перед ним задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов, без какой бы то ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.

В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами («тонет или не тонет», определяют на вкус, например, «сладкое-горькое», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Это и побуждает к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности.

3. В процессе экспериментальной деятельности дети с удовольствием сами обследуют предметы и приобретают опыт пользоваться ими. Все это помогает активно развивать у детей мышление, воображение и речь, интерес к внутренней и содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. Это побуждает направлять активность детей на дальнейшую исследовательскую деятельность - формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения путем совершенствования чувственного аппарата, развивая зрительное восприятие, слух, обоняние и осязание.

Например с младшими дошкольниками, опираясь на предшествующий, пусть маленький, но опыт детей, можно проводить работу по темам:

«Форма, Цвет, Величина», «Времена года», «Вода», «Снег», «Продукты», «Свет и тепло», «Песок».

Например, при изучении темы «Форма, Цвет, Величина» в ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару» «Подбери по цвету» дети знакомятся с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, учатся различать фрукты и овощи по запаху и на вкус.

При изучении темы «Вода» дети могут сделать вывод о том, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научатся определять ее свойства:

прозрачная не имеет вкуса и запаха

бывает холодной, теплой и горячей

в воде растворяются соль и сахар

А также увидят такие свойства воды, когда она льется, когда капает. Чтобы дети лучше усвоили материал этой темы, можно провести беседу «Как человек использует воду».

В ходе проведения опытов со снегом: «Как снежинки превращаются в капельки», «Как снег становится водой» и «Морозные узоры» по теме «Снег» дети усвоят то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоят, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей необходимо закреплять практически, лепить снеговиков и из настоящего снега и из пластилина.

В процессе экспериментирования с продуктами питания у детей накопятся конкретные представления о свойствах продуктов: – молока, чая, компота, соли, сахара. В ходе опыта «Компот для Хрюши» дети узнают, что именно сахарный песок помогает сделать компот вкусным, а не соль, например, или мука

При проведении опыта «Угощение для дяди Федора» можно предложить детям проблему: «Как сделать молоко вкусным?» и выбрать варианты решения данной задачи: пить с конфеткой, насыпать сахар, добавить варенье. В результате чего дети сами попробуют сделать молоко вкусным по своему усмотрению

Также дети знакомятся с влиянием солнечного света и тепла на отдельные объекты окружающего мира (лук, ткань, семена). Например, поэкспериментировать с луком. В ходе неоднократных наблюдений за ростом лука дети приходят к выводу, что лук лучше растет и имеет ярко зеленый цвет в светлом месте, а также, что в темном месте перья

лука короткие и имеют бледный цвет. А в холодном месте лук растет, но очень медленно

При изучении темы «Песок» дети познакомились с составом и его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Сыпем, сыпем, посыпаем» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности дошкольника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, на развитие продуктивных форм мышления.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

• создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического эксперимента.

развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Опытно-экспериментальную деятельность можно разделить по направлениям:

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Структура детского экспериментирования :

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Экспериментальная деятельность помогает детям осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление об окружающем мире, стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Ребёнок учится сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала.

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности Одним из результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе,.

Консультация для педагогов «Театрализованная игра как средство развития дружественных отношений» Проблема воспитания доброжелательных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для педагогов «Музыка, как средство развития творческой индивидуальности ребенка» Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов детей» Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи и психических процессов дошкольников» Цель:повышение компетентности родителей в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» «Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю!» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Лэпбук-средство развития речи и познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Лэпбук-средство развития речи и познавательных способностей дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме : «Лэпбук - средство развития речи и познавательных способностей дошкольников.

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей» Актуальность Чтобы работать с детьми, каждому воспитателю нужно уметь заниматься театрализованной деятельностью. Это значит: разучивать.

Метод проектов, как средство развития познавательных интересов и познавательных действий дошкольников Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что одним из значимых направлений в его реформировании и модернизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных процессов»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 13:37
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных процессов»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ефремова (УИ 527808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД