Ирина Алексеевна Шнейдер
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация :
«Экологическое воспитание дошкольников»
Воспитатель : Шнейдер Ирина Алексеевна, 2021 г.
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Что же такое - экология?
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
Актуальность:
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.
Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление.
И понимать это надо с детства. Как показывают наблюдения, знания детей о природе формируются стихийно, под влиянием телевидения, интернета, мультфильмов. Качественные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом.
В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. Природный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях.
Экологическое воспитание – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.
В процессе экологического воспитания дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, а эффективность экологического воспитания детей зависит от уровня развития их познавательной активности. Познавательную активность дети проявляют в непосредственно-организованной деятельности, которой уделяется большое внимание в условиях дошкольного образовательного учреждения, и задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для формирования и развития экологического воспитания.
Основными условиями экологического воспитания в детском саду служат: уголки природы во всех группах в соответствии с возрастом детей, зимний сад, программа и экологическая тропа, на которой представлены «остановки» в виде изучаемых объектов.
Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использую разнообразные формы работы:
Формы работы с детьми:
• наблюдения
• труд в природе
• экскурсии
• занятия
• беседы, игры
• экспериментирование
• праздники
• экологические акции
• участие в конкурсах
• чтение художественной литературы.
Одной из самых распространённых форм образовательной деятельности – является наблюдение. Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Важно при этом результаты наблюдений фиксировать в рисунках, поделках, рассказах об увиденном. В процессе экологического воспитания организуем прогулки.
Структурным компонентом прогулки являются:
1. наблюдение 2. дидактические задания 3. трудовая деятельность
4. подвижные игры и упражнения
В ходе образовательной деятельности большая роль отводится дидактическим играм (играм с природным материалом, настольно-печатным и словесным играм). Работа с природным материалом является эффективным средством экологического воспитания, так как дает нам, педагогам, возможность научить детей чувствовать специфику природного материала.
Использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала необходимо при ознакомлении дошкольников с природой : демонстрационные картины, раздаточные картинки, диафильмы, репродукции, наглядные пособия, фотографии, вырезки из журналов. Элементарная поисковая деятельность с точки зрения экологического образования является одной из главных, она направлена на решение познавательных задач. Моделирование и демонстрация модели в экологическом воспитании занимают особое место. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающих их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Календари природы являются интересным и эффективным средством экологического воспитания дошкольников. В работе используются различные календари наблюдений: за сезонными явлениями природы; за ростом, развитием живых существ (растения и животные); за птицами.
Труд в природе традиционно считается неотъемлемой составной частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Экскурсии являются неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных объектов. Использование природоведческой литературы в детском саду является важным условием полноценного экологического воспитания детей дошкольного возраста. Развивать познавательную активность через экологическое воспитание возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.
Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей.
Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. По возможности привлекаем родителей. Родители участвуют в выставках и конкурсах «Что нам осень принесла», «Кормушка для пичужки», «Осенний вернисаж», помогают в пополнении и оформлении уголков природы.
Значение экологических праздников и развлечений как средств экологического воспитания дошкольников, трудно переоценить.
Таким образом, экологическое воспитание является способом воздействия на чувства детей, формируя и развивая у детей уровень сознательности по отношению к природе. На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.