Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Введение арт-терапевтических техник в продуктивные виды деятельности»

старовойтова валентина
Консультация для педагогов «Введение арт-терапевтических техник в продуктивные виды деятельности»

Арт-терапия в научно педагогическом понимании – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы коллектива средствами спонтанной художественной деятельности. Это метод развития и изменения личности при помощи разных видов и форм искусства и творчества.

Публикация «Консультация для педагогов „Введение арт-терапевтических техник в продуктивные виды деятельности“» размещена в разделах

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 году Адриал Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз когда он спонтанно рисует и лепит, а так же на мысли Юнга о профессиональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе – не пациент (как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

Основными целями арт-терапии являются :

Самовыражение,

Расширение личного опыта,

Самопознание,

Внутренняя интеграция личности

Интеграция с внешней реальностью.

В арт- терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включат в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который не ребёнком, не взрослым не могут создать без помощи художественных средств.

Важным понятием арт-терапии является сублимация – выражение бессознательных инстинктов и влечений с помощью трансформации их в творении искусства; искусства может одновременно «направлять в другое русло» и выразить так же чувство злости, боли, тревоги, страха.

Преимущество метода арт-терапии в том, что он:

Представляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка – является безопасными способами разрядки напряжения.

Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.

Развивает и усиливает внимание к чувствам.

Усиливает ощущение собственной личностной ценности.

Повышает художественную компетенцию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развитие.

Исцеляющим эффектом арт-терапии можно считать следующие факторы:

Фактор художественной экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей ребёнка в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом.

Фактор терапевтических отношений – динамика взаимоотношений ребёнок – педагог – группа, влияние личного опыта.

Фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – трансформация, перевод материалов (процесса и результатов творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирования смыслов.

Педагог обеспечивает группу детей необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования творчества. Помещение должно обеспечивать место для движения и шумных игр. Роль педагога – способствовать творчеству. Дети получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботить о художественности своих творений.

Важным условием арт- терапии является :

Доверие – открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим.

Концентрация – привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах и эмоциях.

Сотрудничество – открытость взаимодействию, обмен опытом.

Креативность.

Сам процесс спонтанного творчества.

В структуре арт- терапевтического занятия выделяются 2 основные части:

1. Невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность, используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Она занимает 70 % занятия.

2. Вербальная, формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Она занимает 30% занятия.

В настоящее время чаще принято под термином арт-терапия понимать использование искусств визуального ряда (рисунок, живопись, лепка, пластика и т. д.). Тем не менее название «арт -терапия» довольно прочно вошло в практику. В общем виде арт -терапия – это исцеление посредством любого художественного творчества. Арт- терапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется, и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.

Арт- терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арт- терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

Арт- терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам ребёнка, тесно связанными с его творческими возможностями.

Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют ребёнку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

В процессе взаимодействия с миром ребёнок стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество.

Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный характер.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика ребёнка приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт- терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

В последствии дети и взрослые, проходящие курс арт- терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другого, дети уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, чему научились сами.

Как это ни удивительно, но современная научная арт - терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт- терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.

Принципы занятий арт- терапией.

Как педагог помогает детям раскрыться? Какие принципы использует он в своей работе? Отметим некоторые, важнейшие из них:

1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Очень важно постоянно поощрять ребенка, выделять особенно удавшиеся стороны его рисунка или другой творческой работы.

4. Тон диалога с ребенком ни в коем случае не должен быть нравоучительным или раздраженным. Если Вы чувствуете раздражение, лучше не заниматься вообще. Слова поощрения и благодарности нужно говорить в течение всего занятия. “Спасибо”, “хорошо”, “замечательно”, “молодец”, “отлично” - эти теплые слова должны быть все время с педагогом во время занятия.

5. Педагог должен быть готовым к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок может ответить “Не знаю”, и тогда нужно предложить ему варианты ответов.

6. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Взрослый, вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

7. Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

8. Многие занятия требуют рассказа педагога о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Консультация для педагогов «Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ» Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Индивидуализация образовательной деятельности.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ»Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только.

Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования»Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования» Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью,.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Введение арт-терапевтических техник в продуктивные виды деятельности»
Опубликовано: 17 января 2024 в 16:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД