старовойтова валентина
Консультация для педагогов «Введение арт-терапевтических техник в продуктивные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия в научно педагогическом понимании – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы коллектива средствами спонтанной художественной деятельности. Это метод развития и изменения личности при помощи разных видов и форм искусства и творчества.
Публикация «Консультация для педагогов „Введение арт-терапевтических техник в продуктивные виды деятельности“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 году Адриал Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека проявляется в визуальной форме всякий раз когда он спонтанно рисует и лепит, а так же на мысли Юнга о профессиональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе – не пациент (как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Основными целями арт-терапии являются :
Самовыражение,
Расширение личного опыта,
Самопознание,
Внутренняя интеграция личности
Интеграция с внешней реальностью.
В арт- терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включат в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который не ребёнком, не взрослым не могут создать без помощи художественных средств.
Важным понятием арт-терапии является сублимация – выражение бессознательных инстинктов и влечений с помощью трансформации их в творении искусства; искусства может одновременно «направлять в другое русло» и выразить так же чувство злости, боли, тревоги, страха.
Преимущество метода арт-терапии в том, что он:
Представляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка – является безопасными способами разрядки напряжения.
Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.
Развивает и усиливает внимание к чувствам.
Усиливает ощущение собственной личностной ценности.
Повышает художественную компетенцию. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развитие.
Исцеляющим эффектом арт-терапии можно считать следующие факторы:
Фактор художественной экспрессии – воплощение чувств, потребностей и мыслей ребёнка в его работу, опыт взаимодействия с различными художественными материалами и художественным образом.
Фактор терапевтических отношений – динамика взаимоотношений ребёнок – педагог – группа, влияние личного опыта.
Фактор интерпретаций и вербальной обратной связи – трансформация, перевод материалов (процесса и результатов творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирования смыслов.
Педагог обеспечивает группу детей необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования творчества. Помещение должно обеспечивать место для движения и шумных игр. Роль педагога – способствовать творчеству. Дети получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботить о художественности своих творений.
Важным условием арт- терапии является :
Доверие – открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим.
Концентрация – привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах и эмоциях.
Сотрудничество – открытость взаимодействию, обмен опытом.
Креативность.
Сам процесс спонтанного творчества.
В структуре арт- терапевтического занятия выделяются 2 основные части:
1. Невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность, используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Она занимает 70 % занятия.
2. Вербальная, формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Она занимает 30% занятия.
В настоящее время чаще принято под термином арт-терапия понимать использование искусств визуального ряда (рисунок, живопись, лепка, пластика и т. д.). Тем не менее название «арт -терапия» довольно прочно вошло в практику. В общем виде арт -терапия – это исцеление посредством любого художественного творчества. Арт- терапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется, и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.
Арт- терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арт- терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.
Арт- терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам ребёнка, тесно связанными с его творческими возможностями.
Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют ребёнку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.
В процессе взаимодействия с миром ребёнок стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество.
Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный характер.
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика ребёнка приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт- терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
В последствии дети и взрослые, проходящие курс арт- терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.
В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другого, дети уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, чему научились сами.
Как это ни удивительно, но современная научная арт - терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт- терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.
Принципы занятий арт- терапией.
Как педагог помогает детям раскрыться? Какие принципы использует он в своей работе? Отметим некоторые, важнейшие из них:
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Очень важно постоянно поощрять ребенка, выделять особенно удавшиеся стороны его рисунка или другой творческой работы.
4. Тон диалога с ребенком ни в коем случае не должен быть нравоучительным или раздраженным. Если Вы чувствуете раздражение, лучше не заниматься вообще. Слова поощрения и благодарности нужно говорить в течение всего занятия. “Спасибо”, “хорошо”, “замечательно”, “молодец”, “отлично” - эти теплые слова должны быть все время с педагогом во время занятия.
5. Педагог должен быть готовым к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок может ответить “Не знаю”, и тогда нужно предложить ему варианты ответов.
6. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Взрослый, вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
7. Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
8. Многие занятия требуют рассказа педагога о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка