Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей «Продуктивные способы воспитания: наказание или поощрение?»
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивные способы воспитания: наказание или поощрение?
Для того чтобы ребёнок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью подчиняются требованиям и соблюдают правила. В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения ребенка:
- Негативные способы : замечания, наказания, запреты, окрики, приказы;
- Позитивные способы : поощрение, просьба, похвала, модификация поведения.
Какой же из этих способов воспитания наиболее эффективней?
Публикация «Консультация для родителей „Продуктивные способы воспитания: наказание или поощрение?“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Самым демократичным способом воспитания является просьба. Однако она не всегда бывает эффективна, особенно при взаимодействии с маленькими ребёнком.
Без применения замечаний и запретов воспитывать ребёнка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребёнку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы замечания, запреты и требования взрослых подействовали на ребёнка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как же правильно выдвигать запреты и требования? Психолог Шейла Айберг предлагает следовать таким правилам:
1. Запретов и требований не должно быть слишком много. Наличие большого количества запретов и ограничений, ведёт к развитию безволия и нерешительности у ребёнка.
2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьёт. Лучше создать для него безопасные условия. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал, а исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах.
3. Не давайте уклончивых, смутных и неясных указаний. Все требования к ребёнку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят.
4. Давайте чёткие и короткие указания. Ребёнку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми.
5. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов "не", "прекрати".
6. Проявляйте уважение, не унижайте ребёнка. Произносите требования нейтральным тоном. Не кричите и не умоляйте. Это делает общение между вами и ребёнком более приятным. Запреты и требования, данные в властной или сердитой форме, воспринимается вдвойне тяжелее.
7. Давайте ребёнку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребёнок не в состоянии выполнить ваше требование.
8. Правила (запреты, ограничения, требования) должны быть согласованы родителями между собой.
Наказания дисциплинируют ребёнка и помогают добиться желаемого, но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребёнка гнев и негативные эмоциональные переживания, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребёнок в этом случае может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло».
К чему это может привести:
- К ухудшению взаимоотношений между родителями и ребёнком;
- Постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребёнка.
Ребёнок будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха». Все это может значительно усложнить его жизнь в будущем.
Поэтому наказывать ребёнка можно в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания :
1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от помощи ребёнку в ситуации непослушания.
2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребёнка не пострадает, а наказание принесёт реальную пользу.
3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесёт пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно не случайно, а закономерно. Поэтому важно, чтобы наказания и запреты оговаривались заранее, а не тогда, когда уже проступок совершен.
4. Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя время после него. Ребёнок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.
5. Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком.
6. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Например, если у вас гиперактивный ребёнок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных нотаций, наказаний, замечаний и окриков не приведут к улучшению поведения, а наоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться спокойно и мягко.
7. Лучше наказывать ребёнка, лишая его чего-то хорошего, чем делая ему плохо.
Ни в коем случае нельзя применять физическое наказание, поскольку оно отрицательно сказывается на личности ребёнка, способствуя возникновению нежелательных свойств характера. Систематическое применение физического наказания может надломить волю ребёнка, превратить его внеспособного принимать самостоятельные решения человека.
В процессе воспитания ребёнка обязательно нужно использовать поощрение и похвалу. Психологами доказано, что положительное подкрепление намного эффективнее отрицательного, так как оно сразу формирует необходимое поведение, а похвала помогает ребёнку приобрести уверенность в себе. В качестве положительного подкрепления для ребё нка может выступать: ласка и внимание со стороны педагога, положительные эмоции и похвала, которые малыш получает, когда достигает поставленной цели.
Похвала складывается из 2 компонентов: наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать чёткую положительную оценку детских поступков, достижений и намерений, для того, чтобы ребёнок смог сделать из них реалистический вывод о своих способностях и о себе.
Одним из самых лучших способов воспитания дошкольников является техника модификации поведения. Её суть в том, что за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, а за плохое - лишение привилегий или наказание.