Наталья Александровна
Консультация для педагогов «Уголок уединения в группе детского сада»
▼ Скачать
Консультация для педагогов "Уголок уединения в группе детского сада".
Ребёнок проводит в саду 8 - 9 часов. Это целый рабочий день. В связи с переполненностью групп (бывают в группе и до тридцати детей) - это колоссальное психологическое напряжение для ребёнка, который находится в этой группе. Ему, во - первых, нужно конкурировать с детьми на различные ресурсы (игрушки, канцтовары, за внимание воспитателя; конфликтные ситуации возникают. И вот этот психологический стресс на ребёнка давит.
Публикация «Консультация для педагогов „Уголок уединения в группе детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
Чтобы этот стресс нивелировать, у ребёнка должна быть возможность уединиться, отдохнуть от окружающих. Нам ещё необходимо помнить, что развитие ребёнка происходит в состоянии покоя. В состоянии стресса обучение не происходит.
В детском возрасте происходит становление личностных и физических границ у детей, и если у ребёнка нет такого опыта остаться одному, подумать, переварить, что с ним произошло, во взрослом возрасте это нагонять становится сложнее.
Что же такое уголок уединения?
Это место в группе, где ребёнок чувствует себя в полной безопасности, где он может побыть один, либо с каким - либо ближайшим другом. Он может пережить там стресс, поплакать, просто отдохнуть. Это место силы, если так можно выразиться.
Как организовать уголок уединения?
Первое - это выбрать правильное место. Мы должны помнить, что ребенок чувствует себя там в безопасности, где ему уютно.
Для начала, надо понаблюдать за детьми в группе, где они любят играть в шумной компании, куда они любят забиваться, прятаться, где находятся самые шумные центры, где мало используемые. Проанализировав все это, можно представить несколько вариантов, где можно этот уголок разместить.
Если есть возможность использовать спальню, можно организовать уголок и там, но при условии, что там нет активных центров. Но здесь надо ориентироваться на своих детей, кого - то можно отпускать спокойно в смежные комнаты, а которые и на глазах могут натворить "такое".
Уголок уединения не должен соседствовать с шумными центрами.
Уголок уединения - это не покупной дом. Многие говорят, что нет денег на шатер или палатку. Это не обязательно. Можно использовать все, что угодно. Это может быть несколько подушечек, стол, стульчик, огороженный ширмой. Отсутствие финансирования не препятствие в организации уголка.
Можно использовать индивидуальный коврик, который ребёнок может взять и уйти под стол. Это тоже решение, если в группе нет свободного места.
Хорошо использовать коробку, сложить туда ткани, из которых дети сами себе могут построить уголок.
При оформлении уголка цвета желательно использовать нейтральные. Не надо яркого оформления, больших картин или иллюстраций сказочных персонажей. Ребёнок в уголок идёт успокоиться, подумать, поразмышлять, а не для того, чтобы раздражаться.
Нужно позаботиться и о безопасности. Не стоит размещать в уголке мелкие предметы, острые, бьющиеся.
Очень часто бывает так, что нам дают рекомендации свыше (департамент например) и в этих рекомендациях все расписано (цели, задачи и что должно быть).
Приходит проверяющий и просит показать уголок уединения. Мы показываем "норку под столом" и говорим, что там наши дети отдыхают. Проверяющий говорит, что это неправильно, что нам отправляли рекомендации и нам надо все по пунктам сделать и показать.
И вот, чтобы пройти проверку, мы начинаем делать все по пунктам, как положено. И выходит, что все центры мы делаем для галочки. Они зачастую не работают на детей. Такая ситуация очень осложняет работу. И универсального, к сожалению, рецепта нет.
Что должно быть в уголке для уединения:
- уголок уединения должен использоваться ребёнком только по его желанию. Если мы отправим туда ребёнка посидеть и отдохнуть, подумать о своём поведении, то это перестаёт быт уголком уединения.
- можно в уголок положить несколько подушечек;
- можно положить журнал для рассматривания;
- можно схематично разместить картинки, на которых показано как правильно дышать;
- игрушки - теребушки.
Обязательно надо обговаривать правила поведения в уголке с детьми. Можно нарисовать условные знаки, познакомить с ними ребёнка и рассказать, как использовать. Если знак "хочу быть один", то заходить туда нельзя.
Уголок уединения - это ещё отличный диагностический материал. В процессе наблюдения за уголком педагог фиксирует, кто чаще других там бывает, какие пары строятся, и после педагог уже ищет решения возникших проблем.