Светлана СТЕЛЬМАХ
Консультация для педагогов младших групп «С песенкой через порог детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
С песенкой через порог детского сада
Поступление в детский сад – драматическое событие в жизни ребёнка, определённое испытание для его психики, а иногда и для здоровья.
Ребёнок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни. А на пороге детского сада ребёнок не только расстаётся с родителями, но и встречается с массой непонятных и поэтому устрашающих явлений. На всё это дети отвечают реакцией биологической осторожности или протеста: становятся вялыми, робким, плачут, капризничают, не хотят выходить из дома, а у двери детского сада в страхе цепляются за мать.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
В качестве одного из средств, способствующих облегчению процесса адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, предлагаем использовать музыку, произведения фольклора и игровые потешки.
Вот первый малыш переступил порог детского сада. Воспитатель выходит ему навстречу, улыбается, здоровается, общается с н6им так, чтобы глаза оказались на одном уровне с глазами ребёнка. В группе звучит тихая, спокойная музыка. Педагог берёт ребёнка за руку, если он позволит это сделать, приласкает его. Если же ребёнок прижимается к маме, педагог не настаивает. Пусть мама держит ребёнка за руку столько, сколько он захочет. Воспитатель предлагает маме остаться в группе и старается заинтересовать ребёнка, предлагает поиграть в игру «Есть у нас чудесный дом». Для этой игры используются игрушки, принесённые мамой из дома. Маме предлагается вместе с малышом спрятать игрушки в домик. Затем воспитатель поё т:
Есть у нас красивый дом!
Дом, дом, дом, дом!
И живут игрушки в нём.
В нём, в нём, в нём!
Алёша к дому подойдет!
Подойдёт, подойдёт!
Алё ша спросит: «Кто живёт?
Кто в домике живёт?»
После исполнения песни ребёнку предлагается достать из домика игрушки, а мама поможет ему назвать их. Ребёнок радуется игре со знакомыми игрушками, игру можно повторить.
Также эмоциональный тонус детей поможет поднять игра «Петрушка».
Дети сидят на стульях. Воспитатель приносит игрушечного Петрушку, прикреплённого к резинке. Исполняет 1-й куплет песни:
Это что там за игрушка? /2 раза
Дети, к нам пришел Петрушка.
Увидел он ребят –
До чего всем он рад! /2 раза
Педагог показывает Петрушку детям. Во время исполнения 2-го куплета Петрушка танцует на ладошке у одного из детей:
У Танюши на ладошке /2 раза
Попляши, дружок, немножко,
Попляши, не ленись,
Как волчок, покружись /2 раза
На слова «Попляши, не ленись» воспитатель кружит игрушку то в одну, то в другую сторону.
Нежное и трогательное отношение к ребёнку выражается и с помощью утренних песенок :
Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, Алёша дорогой,
А я Алёшеньку люблю,
Ему песенку спою :
- Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, Алёшенька родной!
или
- Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая,
А я Аринушку люблю,
Я ей песенку спою :
- Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая!
Общение с музыкой у маленьких детей ситуативно, важно увидеть и почувствовать необходимость или возможность звучания музыки в тех или иных ситуациях, возникающих в течение дня.
При умывании используются «бытовые песенки» :
В руки мыло мы возьмём,
И водичку мы польём,
Моем руки быстро, быстро, быстро.
Моем чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
Перед кормлением малышей можно спеть ласковые песенки :
Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
В песнях педагог обращается по имени то к одному ребёнку, то к другому. Для малыша это очень важно.
Использование музыки в течение дня должно регулироваться чувством меры и чередоваться с абсолютной тишиной в комнате. Музыка вводится постепенно. В период адаптации дети любят просто слушать музыку или песню, но не подпевают взрослому, так как речевая активность в данный период снижена. Малыши начинают подпевать некоторые слоги, концы слов, отдельные фразы только к концу адаптационного периода, иногда позже.
Слушание музыки тесно связано с движениями Ведь даже в этот период у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Все движения должны быть доступны и выразительны.
Большое значение в воспитании детей придаётся совместным играм под пение взрослого. Игровые действия регулируются показом, словами, музыкой.
ЗАИНЬКА (М. Картушиной)
Дети сидят на стульчиках, воспитатель ходит перед ними с игрушечным зайчиком в руках.
Прыг-прыг – заинька,
Прыг-прыг – маленький,
По лесочку скакал,
Друга он себе искал.
Ну-ка, Саша (имя ребёнка, выходи
И зайчишку догони.
Воспитатель убегает с зайчиком. Названный ребёнок их догоняет, берёт зайчика и прыгает с ним.
«ЖМУРКИ С БУБНОМ»
Педагог с бубном в руках идё т по комнате и говорит:
Я по комнате хожу,
А ребят не нахожу.
Буду в бубен я играть,
Выйдут детки танцевать.
Педагог бьёт в бубен, а дети танцуют. Как только бубен замолкает, дети снова прячутся.
«КОЛОКОЛЬЧИК»
Дети сидят на стульчиках, педагог ходит перед ними и звенит колокольчиком.
С колокольчиком гуляю –
Динь-динь-динь, динь-динь-динь!
С колокольчиком играю –
Динь-динь-динь, динь-динь-динь!
Звенит и кружится.
Позвеню и покружусь –
Всем ребятам покажусь!
Колокольчик голубой,
Кто гулять пойдёт с тобой?
Отдаёт колокольчик ребёнку, при повторении игры выбранный ребёнок звенит им.
Увлекает детей и белорусская народная игра «А-у-у!»
АУ-У-У!
Дзеці хаваюцца ад дарослага, ен выконвае песню, “шукае” дзяцей:
- Адкажыце, дзеці, дзе вы?
Зараз вас шукаць пайду.
Сонейка высока свеціць.
Я шукаю – не знайду.
Вось яны, вось яны, дзеткі дарагія!
Вось яны, вось яны, дзіцяткі малыя!
Дзеці выбягаюць і танцуюць.
К концу периода адаптации малыши с удовольствием включаются в совместную пляску со взрослыми.