Юлия Николаева
Интерактивный дидактический центр уединения на прогулочном участке детского сада
Оригинальная авторская разработка интерактивного дидактического центра уединения на прогулочном участке детского сада
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. На прогулке дети играют, много двигаются, учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.
Публикация «Интерактивный дидактический центр уединения на прогулочном участке детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2020
Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, развить внимание, память и т. п.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Для реализации данных задач необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду на прогулочном участке, а именно: установить на веранде дидактический интерактивный центр уединения (далее по тексту «Центр», который бы имел привлекательный вид, был безопасным, хорошо обработан, закреплен и соответствовал возрасту детей, кроме того, нес в себе познавательный интерес для воспитанников.
Сшитый мною из ткани «Центр» представляет собой полотно высотой 110 см, которое занимает площадку треугольной формы (2 метра, 4 метра -игровая зона, 5 метров). «Центр» легко устанавливается с помощью карабинов и липучек на столбах веранды, его можно трансформировать из треугольной формы в прямую линию по всей длине веранды, в жаркую летнюю погоду - это помогает создать тень на веранде. Для удобства детей, в «Центре» есть дверь из атласных лент. «Центр» привлекает внимание детей, благодаря своей яркой расцветкой и разнообразию элементов – дерево с яблоками, цветы, бабочки, корзина, божья коровка и другие.
Для уединения детей внутри «Центра» стоит небольшой диванчик. Дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции или же поиграть с другом в дидактические игры.
Оснащение «Центра» на лицевой стороне развивающими элементами на липучках, привлекает внимание, развивает воображение и творческую активность детей, позволяет воспитателям на прогулочном участке заниматься познавательным развитием детей и развитием у них мелкой моторики.
Наша группа для детей среднего возраста комбинированной направленности для детей с ЗПР, такие дети со слабо развитой ручной моторикой: неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от видов деятельности, любимых другими детьми - лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Поэтому развитие моторики рук у таких детей наиболее актуальная и важная задача, которая обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
В своем развивающем «Центре» я разместила различные элементы для развития мелкой моторики у детей:
Элемент «Божья коровка» - является тренажером для шнуровки и с помощью него ребенок развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук (шнурование, завязывание шнурка на бант (с помощью дырочек на ее крыльях, ребенок просовывает шнурок в отверстия) и учит ребенка застегивать и расстегивать пуговицы. В игре с этим элементом также развивается глазомер, внимание, проходит укрепление мышц пальцев и работа всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и, следовательно, развитие речи.
Элемент «Дерево с яблоками» - у ребенка вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Он учится счету в пределах восьми. На дереве висят восемь одинаковых красных яблок на крючках, которые при желании можно снять и положить в корзину.
Элемент «Корзина на замке» - поможет развить внимательность, аккуратность, мелкую моторику (в нее можно складывать любые съемные элементы центра).
Элемент «Ежик» - не съемный элемент, может одновременно нести пять грибочков. Ребенок закрепляет навыки счета.
Элемент «Цветы и бабочки» - ребенок знакомится с элементарными математическими понятиями, способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева», развивают пространственное ориентирование, внимательность детей (большой и маленький, цвет, другие характеристики элементов - ткань разная на ощупь). Цветы и бабочки выполнены на липучках, их с легкостью можно менять местами. Цветы - 20 штук, бабочки - 10 штук.
Элемент «Окна» - в «Центре» расположены два окна. Окно ребенок может использовать для показа кукольного театра, что способствует развитию воображения, памяти, мышления и внимания, помогает расширить словарный запас и активизировать речевые функции, формировать творческие способности и артистические умения. На окнах есть шторы, которые можно двигать в стороны и завязки для привязывания штор, ребенок может научится делать бантики из завязок.
Примерные задания детям:
Задание 1. Воспитатель просит ребенка поместить в корзину 3 яблока и сосчитать, сколько яблок останется висеть на дереве. Ребенок берет яблоки с дерева, помещает их в корзину и считает оставшиеся на дереве яблоки. Яблоки висят на дереве на крючках, корзина отрывается помощью замочка. В этот момент ребенок учится считать, развивается мелкая моторика детей.
Задание 2. Воспитатель просит найти двух больших бабочек и двух маленьких, рассказать какие они (по цвету, размеру, одинаковые или разные). Ребенок снимает понравившиеся бабочки с «Центра» и описывает их. Все бабочки на липучках, их можно менять местами. В этот момент ребенок учится считать, развивается мелкая моторика детей, параллельно учит цвета и осваивает прием сравнения.
Задание 3. Воспитатель предлагает детям кукольный театр. Дети актеры заходят внутрь «Центра» и выбирают куклы по сказкам или на свое усмотрение, другие дети садятся на стулья перед центом. Это творческое задание, которое учит детей развивать логику и мышление, формирует коммуникабельность, способствует укреплению памяти и позитивного отношения к театру.
Примеров использования «Центра» на практике множество, дети сами могут проявлять интерес и использовать его по своему желанию. С помощью «Центра» дети развивают коммуникативные навыки, учатся взаимодействовать парами, индивидуально и группами, воспитатель может помочь всестороннему развитию ребенка на прогулочном участке в летний период.
Автор статьи и разработчик Центра: воспитатель МБДОУ ДС №10 г. Челябинска Николаева Юлия Александровна