Светлана Шарапова
Консультация для педагогов: Тема: «Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА : «Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей»
Совместная деятельность (в психологии развития) — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов: Тема: „Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Совместная деятельность взрослого и ребенка-это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную во ФГОС в виде основной деятельности.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они реализуются в форме деятельности и обладают соответствующим содержанием. Каждая предусмотренная образовательная область включает в себя развитие какого-либо вида детской деятельности и направлена на решение как общеразвивающих, так и специфических задач психолого-педагогической работы.
«Совместная деятельность взрослого и детей» в аспекте ФГОС – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Организация совместной вечерней деятельности предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
ФГОС устанавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основной общеобразовательной программы дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей как альтернативы предметному принципу. Изменения такого рода предполагают новый подход к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через адекватные дошкольному возрасту формы образовательной работы с детьми.
Различают:
• непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
• Совместная деятельность с семьёй направленная на осуществление воспитания и образования.
Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становиться самостоятельной деятельностью ребенка-дошкольника.
Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
К характеристикам совместной партнерской деятельности взрослого с детьми относится :
- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе);
- свободное общение и перемещение детей;
- педагогическая поддержка (создание эмоционального фона, доброжелательности, взаимопонимания).
С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность в течении дня.
По содержанию вечерний отрезок времени включает в себя те же виды деятельности, что и утренний отрезок времени это:
• игровая деятельность
• беседы с детьми
• рассматривание предметов и иллюстраций
• короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни
• индивидуальную работу
• досуговая деятельность
• трудовая деятельность
Основным видом деятельности детей во второй половине дня является игра. Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр, например со строительным материалом, дидактические, игры-драматизации, которые особенно любимы детьми старшей группы. Это сложный вид игр, и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом и делом. Необходимо уделять время также играм-забавам и хороводным играм.
В вечерние часы могут использоваться и подвижные игры, которые проводятся как на участке во время прогулки, так и в помещении группы.
Отводится время и для трудовой деятельности. Раз в неделю во всех возрастных группах организуется уборка групповой комнаты. Дети моют игрушки, строительный материал, стирают кукольное белье, убирают в шкафу. Дети младших групп только помогают воспитателю, а старшие выполняют работу самостоятельно под его руководством.
Помимо хозяйственно-бытовых дел в старшей и подготовительной группах воспитатель организует ручной труд детей. Во всех группах воспитатель может также давать детям трудовые поручения.
В дошкольных учреждениях 2—3 раза в месяц проводятся вечера досуга и развлечений. В вечерние часы воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Все это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе. Большие по объему произведения для детей (например, книги «Что я видел» Б. Житкова, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова) воспитатель читает по частям на протяжении нескольких дней.
Чтение в вечерние часы проводится не каждый день, а чередуется с другими видами деятельности, например слушанием музыки, рассматриванием иллюстраций. В это время воспитатель проводит и индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи. Он может повторить с малышами любимые стихи, песни.
Количество видов деятельности в вечернее время :
• в младшем и среднем возрасте – 3-4 вида,
• в старшем и подготовительном возрасте – 4-6 видов деятельности
педагог сам определят, сколько должно быть видов деятельности опираясь на планирование дня.