Светлана Санжура
Консультация для педагогов «Организация и содержание прогулок детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс воспитания детей непрерывен. Прогулка - это еще один из воспитательно-образовательных процессов, в котором заложены большие потенциальные возможности для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка. Здесь предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако во время прогулки взрослый должен педагогически правильно руководить деятельностью малышей.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация и содержание прогулок детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Прогулки. Консультации
- Темочки
При организации работы с детьми 2-3лет во время прогулки, педагогу следует выстраивать педагогический процесс с учетом феномена раннего детства.
Раннее детство- особый период в развитии ребенка, который имеет ряд кардинальных отличий от последующих периодов его жизни.
1. У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление.
2. Им присуще чувственное познание действительности.
3. При организации прогулки следует учитывать особенности детей этого возраста:
• быстрая утомляемость, отсутствие тормозных процессов (следить за самочувствием, осуществлять смену видов деятельности);
• малая выносливость работоспособности коры головного мозга, неумение сосредотачиваться (дозирования новых сведений, продолжительностью не более 3-4мин);
• отвлекаемость;
• затруднения при запоминании (показы, беседы проводить ярко, эмоционально, обязательно предусматривать повторение).
4. Необходимость в удовлетворении потребности детей (яркие впечатления, интересные действия, двигательная активность, самостоятельное познание окружающего мира, общение со взрослым).
5. Ведущий вид деятельности -это предметно-игровая деятельность. Наряду с ней под руководством взрослого формируется сюжетная игра, в которой первые игровые действия объединяются в сюжеты, в которой ребенок с помощью взрослого осваивает ролевые действия и ролевое поведение, учится вести ролевой диалог.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время - практически все время, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее - два раза в день, общая продолжительность прогулки - до 4часов. Только температура воздуха ниже -15С или вьюга могут служить поводом для сокращения или отмены прогулки.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное время, необходимо создавать условия для разнообразной деятельности.
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из пластмассы, гипса, дерева.
1 набор: сказочные персонажи, знакомые детям;
2 набор: знакомые детям игрушки - животные;
3 набор: знакомые детям игрушки - птицы.
Эту атрибутику расставляют по всему участку, не более 4-5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10-12 дней, тем самым поддерживая устойчивый интерес детей к ним.
Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
Перечень игрового материала в теплое время года:
• дидактические игрушки (разборные матрешки, пирамидки, лото);
• моторные игрушки (мячи, кегли, обручи, коляски для кукол);
• технические игрушки (машинки, самолеты, корабли, велосипеды);
• сюжетно-образные (все для кукольного уголка: куклы, кухня, спальня и т. д.);
• игрушки-наборы (домашние животные, птицы, лесные звери и птицы);
• строительный материал;
• музыкальный материал;
• наборы для игр с песком и водой;
• игрушки-забавы (озвученные волчки, заводные игрушки).
Структурные компоненты прогулки:
• наблюдения;
• дидактические задания;
• трудовые действия самих детей;
• подвижные игры и упражнения.
На прогулке взрослый организует наблюдение, предлагает дидактическое задание и трудовое действие, проводит 1-2 подвижные игры. Эти необходимые компоненты вплетаются органически в самостоятельную деятельность детей по 3-4мин. каждый. Все остальное время дети проводят в самостоятельной деятельности.
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ.
Наблюдения за живой природой:
• Наблюдения за растениями.
Знакомство с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатляющего-с цветов. Каждый сезон дарит свои цветы, и в каждом из сезонов дети могут усвоить и называть 5-7 наименований садовых и полевых цветов.
Овощи, фрукты, ягоды. Дети с помощью взрослого решают, какие овощи едят сырыми, какие нужно варить. Младшие дети учатся называть 3-5 овощей, старшие- до 7-8.
Трава, листья. Наблюдения за изменениями в разные сезоны года. Донесение смысла выражения "зеленая осень". Знакомство с понятием "листопад".
Куст, дерево. Знакомство с отличительными особенностями дерева (высокое, толстые ветки, листья высоко).
Желуди, шишки. Сопоставление этого природного материала позволяет дать представление о гладкой и шероховатой поверхности.
Гриб. Желательно познакомить с грибом (съедобным). Рассказать какой он (хрупкий, кому из лесных жителей нужен (в качестве лакомства, лекарства, запасов на зиму).
• Наблюдения за животными (котенок, щенок, кошка с котенком, собака с щенком, козленок (теленок, кролик (заяц, лесные звери).
Живые объекты -домашние птицы и животные, зимующие птицы -привлекают детей своими движениями, голосовыми реакциями, делают прогулку более содержательной в воспитательном отношении. Дети учатся чутко относиться к живым существам, заботиться о них.
• Наблюдения за птицами (цыплята (утята, курица (петух, гусь, утка, воробьи, голуби, ворона, скворцы).
Наблюдения за птицами -благодатный материал для формирования у детей стойкого желания заботиться о живых существах, охранять их. Своим видом (маленькие, беззащитные, поведением (нахохлившиеся в зимнюю стужу и звонко чирикающие весной -воробьи, голосовыми реакциями (цыплята) птицы вызывают ярко выраженную симпатию, желание заботиться о них, защищать и т. д., что оказывает воспитателю неоценимую услугу в становлении черт характера каждого малыша.
При наблюдении предоставить детям возможность высказаться самим, направляя их активность вопросами: кто это? Как вы узнали? Какого цвета перышки? Как поет? и т. д.
• Наблюдения за рыбой.
По возможности понаблюдать за рыбаком. Рассказать детям, почему сидит тихо, что держит в руках, как ловиться рыба, куда ее складывает.
• Наблюдения за насекомыми.
Крохотные существа вызывают у детей противоречивые чувства. С одной стороны, восторг и радость при виде мотылька, божьей коровки, с другой стороны -настороженность и даже враждебность (к жуку, гусенице). Беззащитность, внешний вид, движения, издаваемые звуки, доступность насекомых вызывают интерес и желание сжать, попытаться оторвать крылышко и т. д. Взрослый должен быть внимательным, не допускать, чтобы дети брали насекомых в руки (пчела); объяснить, что насекомому будет больно, к тому же нельзя букашке мешать -у каждого свои дела.
Наблюдения за неживой природой.
В процессе знакомства с разнообразными явлениями неживой природы необходимо воспитывать у детей эстетические чувства, формировать навыки бережного отношения к окружающему миру.
• Сезонные и погодные явления.
Характерные сезонные явления, связанные с личным опытом, облегчают формирование соответствующих представлений.
Сезонные явления пока еще не до конца доступны младшим дошкольникам, но яркие впечатления от них остаются в душе каждого ребенка. Погодные явления в такой же мере доступны пониманию детей. Наблюдения за сезонными и погодными явлениями тесно связаны с наблюдениями за растительным и животным миром, помогают сформировать первые представления о временах года, создать образ, созвучный восприятию малыша.
• Природный материал (вода, лужи, ручьи, снег, песок, глина, тесто, камешки, ракушки).
Дети знакомятся со свойствами природного материала, они подолгу и разнообразно используют природный материал в самостоятельной деятельности. Ребенок должен научиться ценить естественную красоту природы.
Наблюдения за трудом взрослого. (дворник, прачка, шофер, строитель)
Организуя такие наблюдения в течении года 1-2раза в квартал, педагог воспитывает в детях уважение к людям труда, формирует готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда.
Разные виды трудовой деятельности у людей разных профессий, смена обстановки (улица, хоз. двор, цветник) активизируют познавательную деятельность, поддерживают стойкий интерес к наблюдениям на протяжении всего года. При каждом наблюдении происходит накопление ярких впечатлений, расширение словарного запаса, активизация мыслительных операций. Дети учатся видеть целесообразность четкой последовательности трудовых действий взрослого (прачка снимает только сухое белье, дворник пока не подметет, не будет собирать и выбрасывать мусор в урну и т. д.)
Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.
Детям интересны события, происходящие за пределами участка, и они неизменно рады совершать экскурсии. Дети оживляются, когда им предлагают погулять по улице. Они внимательно следят за движением машин.
Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения.
Дидактические задания.
Различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом стимулируют детскую активность. Длятся не более 3-4мин., проводятся несколько раз в течении одной прогулки, как с одним, так и со всеми ребятами, может быть предложено и в начале, и в конце прогулки, а может включаться в ход наблюдения.
Дидактические задания разнообразны, но всегда должен присутствовать игровой элемент. Такие задания должны быть доступными по исполнению и понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его выполнению.
Опираясь на имеющиеся у детей представления, в дидактических заданиях можно решать одновременно несколько задач. Активный двигательный поиск сопровождает задания на закрепление цвета, формы, величины предметов природного материала. Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями (например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев сделали украшения).
С интересом дети выполняют задания на развитие тактильных ощущений. Нравятся и задания на определение температурных различий.
Закрепляя представления детей об овощах, фруктах и ягодах, можно проводить интересные дидактические игры на совершенствование вкусовых ощущений (например, показать и назвать то, что любят грызть зайчики и дети).
Дидактические задания с целью развития слуховых диффенцировок (послушайте, как поют птички, ручеек). Они активно включаются в процесс звукоподражания, упражняясь в правильном произношении звуков ("В-в-в!" завывает ветер). Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения: дуют на лист, снежинку, мыльные пузыри и т. д.
В прятках и перебежках дети успешно справляются с несколькими задачами одновременно: упражнения в активных движениях, ориентировка в окружающем сочетаются с яркими проявлениями голосовых реакций. В ходе перекличек дети незаметно для себя учатся безошибочно называть предметы, точно определять свое местоположение среди них (за дубом, около куста, под березой).
Итак, взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает обследовать предметы. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, творчество, совершенствуются разнообразные движения, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.
Обучение трудовым действиям.
Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включится в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу.
Малыши охотно откликаются на предложение воспитателя принять участие в совместных трудовых действиях, но вскоре переводят их в более привычные, понятные и интересные для себя. Поэтому первые действия детей по выполнению какого -либо поручения должны быть простыми, понятными, конкретными и краткими (отнеси на веранду, поставь на место и т. д.). Можно несколько усложнить задание, включив в выполнение два этапа: собери разноцветные листья и принеси на веранду.
Главным для педагога остается условие как можно быстрей достичь результата, пока внимание детей сконцентрировано на его непосредственных действиях, не исчез интерес, пока находятся в ожидании конечного результата: "Принеси песок, и будем играть с ним!"
Главное на данном этапе работы сформировать у детей представление о значимости усилий каждого для достижения общего результата. Важно, что бы момент ожидания не был растянут во времени, поэтому на первых порах взрослый включает детей в активные трудовые действия только при завершении.
Достигнутый совместными усилиями желанный результат поддерживает формирующуюся в сознании ребенка уверенность в собственных силах, умениях, значимости.
Воспитатель кратко перечисляет, напоминает очередность необходимых действий. В ходе выполнения взрослый напоминает и неукоснительно следит за выполнением этих действий в строгой последовательности. Такое деление на циклы последовательных действий, во-первых, дисциплинирует детей, во-вторых, помогает взрослому руководить их деятельностью. А главное- поддержать стойкий интерес на протяжении всего задания.
Необходимость деления трудового поручения на циклы обусловлена и тем, что дети мл. дошкольного возраста в силу собственных возможностей не в состоянии долго удерживать в памяти общую задачу и конечный результат. Педагог, добиваясь результативности в определенном цикле действий, обязан увязывать этот промежуточный результат с конечным ("Наберешь снег до отметки, тогда хватит для сооружения черепахи. У нас будет огромная черепаха. Все обрадуются, начнут съезжать. Будет весело!"
Следует обучать детей бережно относиться к инвентарю.
На первых порах обучения конкретному действию педагог показывает и объясняет. Процесс обучения трудоемкий, поэтому вначале для выполнения задания привлекают не более трех человек. С увеличением объема умений детей их количество при выполнении поручения увеличивается до 7-8человек.
Свобода движений, относительно большое пространство для передвижений, свежий воздух -все это благотворно сказывается на самочувствии ребенка, способствует укреплению его организма, закаливанию.
Активно действуя в природном окружении, ребенок учиться чутко относиться ко всему живому, проявлять заботу и внимание, беречь и охранять природу, любить родной край.
Включение в выполнение первых трудовых поручений обогащает каждого ребенка. Он учится уважать и ценить труд других и приходить к ним на помощь, узнает правила выполнения трудовых заданий, приобретает навыки пользования орудиями труда, учится бережно обращаться с инвентарем. В процессе выполнения действий закрепляются знания о свойствах и различиях природного материала. Обогащаются речь, память, внимание, воображение, фантазия ребенка. А главное - при выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца; положительные взаимоотношения со сверстниками.
Подвижные игры и игровые упражнения.
У детей мл. дошкольного возраста еще не велик опыт самостоятельной двигательной деятельности, многие движения находятся в стадии формирования, поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
В игровых упражнениях преследуются цели прямого обучения детей основным движениям. Навыки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократного повторения. Поэтому упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течении прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств.
Для того чтобы у детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение и были обеспечены благоприятные условия для успешного решения задач физического, умственного и нравственного развития, целесообразно чередовать игровые упражнения, закрепляя то одни, то другие двигательные навыки; разумно распределять их во время каждой прогулки.
Помимо игровых упражнений, на прогулке ежедневно проводится подвижная игра продолжительностью 3-4мин. и планируемая заранее.
В подвижной игре зачастую решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает, развитие речи, развитие ориентировки в окружающем и умения слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
Взрослый -непременный организатор и участник игры. Эмоциональная, выразительная речь, мимика, жесты педагога импонируют малышам. Видя доброе отношение воспитателя к окружающему, неподдельный интерес к происходящему, дети невольно подражают ему. Они учатся слышать речь, обращенную к ним, и адекватно реагировать; действовать по слову взрослого, а потом и отвечать ему. Обогащается словарный запас, тренируется память, внимание, формируется воображение детей.
Самостоятельная деятельность.
Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры -задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого.
Подготавливая все необходимое для развертывания разнообразных игр, воспитатель остается их организатором и участником.
На участке дети хотят заняться тем, что их интересует. Одни хотят самостоятельно побегать, полазать, попрыгать. Другие с упоением крутят педали велосипеда, третьи спешат заглянуть во все углы, отметить, что изменилось. Если малыш самостоятельно нашел для себя интересное дело, взрослый может только отметить этот положительный факт и создать все условия, чтобы его не нарушить. Более того, на участке необходимо создавать условия для первых детских экспериментов (сита, воронки, пластмассовые бутылочки с горлышком разного диаметра; наборы ящичков, заполненных камешками, шишками, каштанами, желудями; наборы разноцветных лоскутков разных видов тканей, и т. д.)
Отдельно располагается столик с дидактическим материалом и книжный уголок с набором книг, картинок, альбомов, а так же материалы для лепки (пластилин, глина, тесто) и рисования. На веранде следует вывешивать картины для рассматривания, располагать все необходимое для сюжетных игр (кухня, спальня, уголок доктора, парикмахера, продавца).
Для того чтобы игры с песком не приобрели стойкий навык однообразной и разрушительной деятельности, взрослый должен с самого начала учить детей правильно использовать его в играх, обогащать их представления о свойствах и качествах песка, предлагать дополнительный материал для усложнения, продолжения, разворачивания игр.
Целенаправленный подбор мелких игрушек и предметов, а так же широкое включение в игру природного материала создают условия для развития творческой игры. Организуя, направляя и усложняя игру, следует учитывать и индивидуальные возможности каждого ребенка.
Задача взрослого заключается и в том, чтобы привить детям навыки совместных игр (каждый строит свой дом, а получилась улица). Воспитатель подсказывает и дети разворачивают игру. Такие содержательные игры развивают простейшие конструктивные навыки, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию фантазии, творческого начала.
Природный материал широко применяется детьми в сюжетных играх в качестве заместителей.
Дети любят играть и в одиночку. Воспитатель лишь должен вовремя подсказать ребенку всевозможные действия.
Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр -занятий под строгим контролем взрослого.
Во время прогулки воспитатель предлагает принять участие в интересных делах (наполнить ванночку водой, увлажнить песок, учит пользоваться лейкой при поливе огорода; зимой - помочь украсить участок постройками).
Незабываемые впечатления от целевых прогулок в парк, на опушку леса надолго остаются у детей. Целевые прогулки заканчиваются свободными играми детей на своем участке.
На прогулке взрослому предоставляется возможность тонко, деликатно, не подавляя активности детей, обогащать, усложнять их первые игровые действия, включаясь в игру. В первое время педагог сам ведет игру, включая ребенка в ролевой диалог, демонстрируя ему ролевое поведение. Для обогащения ролевого поведения он в свободное время предлагает всем детям поиграть. Ролевые действия нравятся детям, помогают им активно участвовать в сюжетных играх, которые стимулируют речевую активность детей, обогащают их знаниями, формируют умение включаться в ролевой диалог. Через некоторое время взрослый сможет выполнять второстепенные роли, а еще через некоторое время, должен будет только создавать игровую среду, деликатно со стороны руководить ходом сюжетной канвы (усложнять, подсказывать отдельные игровые действия персонажей).
Дети любят выполнять движения без предметов (бегать, кататься на качели, лазить по лесенкам и т. д., такую деятельность следует поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений.
Педагог должен отмечать, как долго занят ребенок, не утомился ли, и вовремя переключить на другой вид деятельности.
Нередко во время прогулки дети вдруг проявляют видимую агрессивность к живому объекту, которая, по сути, является одним из видов исследовательских действий. Задача взрослого - поддержать инициативу каждого ребенка, развивать его любознательность.
Одна из задач педагога -создавать на прогулке атмосферу доброжелательности и симпатии к сверстникам: не упускать момент, обратить внимание оказавшихся рядом детей на товарища, помогающего малышу втащить санки с куклой на горку, на ребенка помогающего друзьям достроить большую башню. Такой микроклимат чутко воспринимается детьми, прочно поддерживается ими. Не прекращается работа по формированию бережного отношения к животным и растениям. Воспитание доброго и бережного отношения к окружающему миру -важная задача педагога.
Во время общения с детьми взрослому следует как можно чаще вставлять в свою речь эпитеты, сравнения. А короткие стихотворные тексты и неназойливые песни незаметно становятся достоянием малышей.
Именно в мл. дошкольном возрасте, когда ребенок уже свободно владеет речью, необходимо будить его мысль, поддерживать и укреплять любознательность. С этой целью нужно постоянно ставить перед ним разнообразные вопросы. Так у малышей формируется стойкое желание все узнать, все понять. Тесные и доверительные отношения с педагогом помогают ребенку непринужденно держаться со сверстниками и взрослыми, чувствуя себя спокойно и уверенно.
Воспитатель не только следит, направляет, усложняет игру, но и организуя индивидуальные игры с детьми, он упражняет каждого именно в тех движениях, которые ребенку даются с трудом.
Если детям было весело и интересно на прогулке, если взрослый удовлетворил все их потребности, играл с ними, пел, танцевал, то они возвращаются в группу в хорошем настроении.