Миляуша Салихова
Интегративные формы совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Интегративные формы совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей в детском саду
Проблема интеграции – одна из актуальных и своевременных проблем в дошкольном образовании. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования рассматривает интеграцию как ведущий принцип реализации образовательного содержания и образовательной работы в детском саду.
Публикация «Интегративные формы совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей в детском саду» размещена в разделах
В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени – дошкольной. Почему же интеграция так важна для организации педагогического процесса в детском саду? Потому что это путь к достижению ребенком целостного взгляда на окружающий мир, и он отвечает возможностям ребенка дошкольного возраста.
Проблема интеграции является настоящей проблемой для педагогов на протяжении многих лет. Это связано с огромным количеством вопросов, которые возникают у воспитателя при попытках организовать интегративную деятельность своих воспитанников. Попробуем определить круг этих вопросов и, что самое главное, найти тезисные ответы на них.
Что может и должно интегрироваться воспитателем?
1. Информация (содержания образования, которая представлено в образовательной программе);
2. Способы познания (Представление и умение детей или опыт деятельности, которая так же широко представлены в образовательных программах, по каждой образовательной области);
3. Человек во взаимоотношении к миру (человек и природа; человек и общество; человек и человек);
4. Человек и культура;
5. Объективное явление, процессы, предметы окружающего мира; Виды человеческой деятельности, образы, эмоции, профессии, законы, ведущие идеи, системы действий, модели объективных процессов и явлении жизни.
Что оптимально для интеграции в дошкольном образовании?
1. Брать за основу близость содержания ведущих тем вразных образовательных областей их логическую взаимосвязь (интегративно-тематический подход);
2. Формировать интегрированные программы с учетом приоритетных направлений образовательных учреждений;
3. Интегрированные занятия и другие формы совместной деятельности педагога и ребенка (экскурсии, конкурсы, кружки, игры и т. д.);
4. Интегрированные дни (на протяжении всего дня проводятся серии занятий и других форм совместной деятельности с детьми объединенных общей идеей или проблемой).
Как воспитателю подготовить интегрированное занятие?
1. Четко определить цели цикла и цель и задачи каждого занятия в отдельности.
2. Определить содержание образовательного материала:
Проанализировать программу по образовательным областям;
Выявить одинаковые темы;
Объединить их с точки зрения ведущей идеей цикла занятий, идеи воспитания, развития ребенка.
3. Подобрать дополнительный материал из разных образовательных областей ФГОС ДО (Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие);
4. Определить методы, средства и формы организации занятия :
Работа с литературным текстом (проза и стихотворение – формулировка уточняющих вопросов детям, не большие задания творческого или игрового характера, беседа по тексту или с музыкальным отрывком);
Экспериментирование, дидактическая игра;
Игра-фантазирование детей по тексту литературного или по содержанию музыкального произведения(«Представь, что …»);
5. Продумать сочетание групповой и индивидуальной работы на занятии: дидактические игры, работа с карточками, индивидуальные задания и т. п.
6. Обозначить конкретные результаты занятия с учетом интегрируемых образовательных областей программы;
7. Определить критерии эффективности интегрированного занятия (экспресс-диагностика).
Вашему вниманию предлагаются некоторые формы интегративной деятельности, которые я применяю в работе с детьми: развивающие сказки (например, «Колобок», различные подвижные игры, ловишки, зарядка, физические минутки, танцевальные движения (во время развлечений, которые могут выполнятся совместно с родителями.
Проведение интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста позволяет не только решать образовательные задачи, но и оказывает позитивное влияние на повышение профессионального мастерства педагогов. Интегративно-педагогическая деятельность требует тщательной координации действий взрослых друг с другом, тщательного определения ими оптимальной нагрузки на детей, четкости, компактности и логической взаимосвязанности в подборе материала.