Любовь Подрядова
Семинар для воспитателей по теме «Организация совместной работы педагогов с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация совместной работы педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников»
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Подрядова Любовь Васильевна, я являюсь старшим воспитателем Детского сада № 36.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в организации совместной работы воспитателя с родителями воспитанников нужно постоянно работать.
Публикация «Семинар для воспитателей по теме „Организация совместной работы педагогов с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Сегодняшний семинар как раз мы и посвятим этому вопросу.
На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная. И хочется сказать, что такое просто невозможно. У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
…А сейчас, я хотела бы предоставить вашему вниманию,как теоретическую часть,так и слайды,на которых мы можем наблюдать моменты нашей совместной работы с родителями воспитанников.
Результаты: во всех возрастных группах в системе проводятся родительские собрания определенной тематики, заранее спланированные педагогами. Темы собраний в течение года могут изменяться в зависимости от запроса родителей или какой-либо внезапно сложившейся ситуации, требующей незамедлительного решения. Два раза в год проводятся общие родительские собрания, содержание которых отражает задачи работы детского сада. Такие собрания включают в себя не только вопросы теории, но и практическую деятельность с детьми. Отмечена высокая посещаемость родителями родительских собраний и их положительные отзывы. Темы общих родительских собраний планируются в годовом плане работы детского сада, и над разработкой их содержания работает весь коллектив учреждения. Кроме родительских собраний педагоги используют другие формы работы с родителями. К ним относятся коллективные консультации-практикумы, совместные праздники, досуги, развлечения, спортивные соревнования и т. д. Так, воспитатели групп раннего возраста Юмашева М. А., Насретдинова Т. В., Бондарева Н. В. предложили родителям своей группы консультацию-практикум «Правильный выбор игрушки - залог успешного развития ребёнка». Родители в ходе практических действий пополнили собственный опыт организации игры с ребенком дома без лишних затрат времени и финансов на игрушки, используя подручный материал: манка и другие крупы, горох, прищепки, бумагу, пуговицы и т. п. Активно используются индивидуальные беседы с родителями, которые проводятся ежедневно утром и вечером. В системе обновляются информационные уголки для родителей. Содержание предложенной информации определяется темой недели работы с детьми в детском саду. Информация своевременно выставляется и вывешивается и своевременно меняется. Наглядная информация содержит папки-передвижки по теме сезона, теме недели, чтению художественной литературы и др. ; выставки детского творчества; объявления и рекомендации. По результатам анкетирования родителей отмечены положительные отзывы о работы ДОУ. Родители заинтересованы воспитанием своего ребёнка. Большинство родителей активно участвуют в жизни детского сада: регулярно посещают родительские собрания, интересуются вопросами в досугах, праздниках, семейных конкурсах детского творчества. Родители нуждаются в помощи детского сада и отметили желание посещать родительские клубы по вопросам воспитания и развития дошкольников. Вся работа с родителями тщательно спланирована воспитателями в календарном плане воспитательно-образовательной работы, с учетом запросов родителей, тематики недели в детском саду и необходимости осветить какие-либо вопросы воспитания и развития дошкольников. В результате контроля отмечена система работы с семьями воспитанников, общение педагогов с родителями происходит на достаточном уровне, о чем говорит отсутствие конфликтных ситуаций.
Наши педагоги вовлекают в работу всех родителей группы, подбирая различные приемы, используя нетрадиционные формы для их заинтересованности и активизации. Наиболее опытные педагоги делятся с молодыми воспитателями своими наработками и опытом общения с родителями. В системе используется мультимедийное оборудование на групповых родительских собраниях.
Трудностей в организации общения с родителями много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
1. По итогам анкетирования все педагоги детского сада считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, неблагополучные семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями.
2. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
А сейчас я предлагаю вам провести «Деловую игру».
Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
2. В чем заключается роль дополнительных социальных центров (на примере Центра «Мир») в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
3. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
4. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)
5. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
6. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
7. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)
18. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).
Следующее задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с написанными видами эмоций и вы должны их изобразить, а мы определим какую же вы эмоцию нам показали (применять можно и мимику, и жесты, и какие –либо словесные выражения).
Стыд
Обида
Грусть
Радость
Удивление
Страх
Недовольство
Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада; мне хотелось бы послушать ваше мнение и как бы вы поступили в данной ситуации.
- родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т. к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
- мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
- мама приходит к воспитателю за советом : у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
Следующее задание: Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.
Тезисы:
• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
• В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
• Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
• Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
• Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
• Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
А сейчас, давайте подведём итог нашей «Деловой игры».
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения (Конечно воспитателю, а кому принадлежит ведущая роль в воспитании детей (семье). Чтобы выстроить гармоничные отношения между родителями воспитанников важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников :
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Сейчас,я хотела бы раздать вам небольшие памятки по теме : «Общение воспитателя с родителями воспитанников».
На этом моё выступление закончено, спасибо вам за внимание!