Зоя Сергеевна
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов».
Цель: Помочь педагогам определить условия, необходимые для формирования правильного произношения звуков, выработать пути и способы развития у детей слухового внимания, познакомить с речевыми играми с использованием звуков и их символов, развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью, окружающих и собственной.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Для этого следует систематически проводить соответствующие игры и упражнения. В проведении таких игр большую роль играют символы.
Например, с детьми старшего дошкольного возраста проводятся игры на придумывание слов с определенным звуком. Для этого используются картинки – символы.
В игре «Живые звуки» педагог различает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (мох, суп) двум – трем детям. Четко произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтобы дети смогли собрать из звуков названое слово.
Игра с мячом «Найди слово».
Цель:
1. Учить дифференцировать звуки С-Ш, З-Ж с помощью специальных символов.
2. Закреплять правильное произношение звуков С, Ш, З, Ж;
3. Развивать фонематический слух, внимание. В игре используются четыре мяча, на которых прикреплены картинки, изображающие суслика, комара, змею, жука. В зависимости от темы занятия педагог берет соответствующий мяч, например, тема занятия «Звук Ж». Педагог бросает мячик с изображением жука кому-то из детей и произносит ряд слов: суп, шум, жара, зонт. Ребенок должен найти среди них слово со звуком Ж и, произнося его, возвратить мяч педагогу. Так идет работа с одним звуком.
Можно провести игру «Для кого картинка». У детей в руках символы различных звуков. Педагог показывает картинку, ребенок показывает символ, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него.
В старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня знакомим их с гласными и согласными звуками, учим давать характеристику звуку («звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий», «шипящий», «свистящий»). Чтобы облегчить детям их усвоение используются графические символы. Например, игра «Отгадай, что за звук?».
Берется набор полосок из картона, на которых изображены различные комбинации символов, обозначающие согласные звуки. Дети по ряду символов должны охарактеризовать и определить звук. Итак, графические символы облегчают условия сложного материала по фонетике. Кроме этого, они развивают у дошкольников память, воображение, служат дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, у детей развивается способность удерживать в память заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (ударный слог отмечается ударом руки)
са - са – са со – со – со
са – са – са со – со – со
са – са – са со – со – со
Такие упражнения развивают чувство ритма, а также концентрируют внимание детей на изменение звукового состава слога.
Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах составлены специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Считалки со связным текстом на определенный звук помогают следить за правильным произношением звуков и умением отличать ударный слог.
Жи-жи-жи –голосистые чижи.
Жи-жи-жи – поют в лесу чижи.
Жей-жей-жей – мы слушали чижей.
Жей-жей-жей – любим слушать мы чижей.
Работая по теме: «Деление слов на слоги», начинаем с простейших упражнений.
В игре «Договорим слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок второй. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:
Ра – на вет - ка
Ши – на сум – ка
Пе – на шут – ка
Ми – на лод - ка
Цель таких заданий – выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог.
Игра «Подбери похожее слово». Педагог называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок:
сок – носок мышь – камыш
соль – фасоль коза – стрекоза
лук – каблук бочка – бабочка
Или
игра «От слога к слову». Цель: развитие фонематического слуха, звуковой и слоговой анализ слов. Картинки: карусель, кирпич, кошка, кастрюля, котенок, картошка, курица, капля. Педагог называет первый слог, а ребенок договаривает слово до конца. Например: кон (фета, каст (рюля, кир (пич) и т. д. Потом меняются ролями, ребенок называет первый слог, а педагог договаривает слово полностью.