Папки-передвижки

Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Анна Леонова
Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Общение, учение, игра – это основные ступени, которые служат фундаментом для развития ребенка. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Публикация «Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, потому что в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: ознакомление с общественными явлениями, развитие речи, адаптация, эмоциональное состояние, коммуникативное развитие, формирование элементарных математических представлений, физическое совершенствование. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельность дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Первые театральные постановки специально для детей возникли в семье : семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии.

Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим их миром во всем его многообразии через краски, звуки, образы, а удачно заданные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребёнка улучшается речь, ее грамматический строй.

Речь – своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы развития речи дошкольников : подражание речи, интонации, мимики, жестов и поз взрослых, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, общение со сверстниками и взрослыми людьми, разнообразные виды совместной деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами.

Театр является одним из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста, привлекающим своей красочностью, яркостью, динамикой, доставляющим огромное удовольствие и много радости. Знакомство с театром происходит в атмосфере праздничности, волшебства, приподнятого настроения, следовательно, заинтересовать детей театром легко.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует активизации умственного развития и тесно связанному с ней совершенствованию речи. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, однозначно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно- творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и представлении разного вида театральных сцен, приобщаются к театральной культуре. Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные сценарии). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их события жизни, приключения, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Важным условием для успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является речевая активность самих детей благодаря основе подражания образцу. Она заключается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. С помощью театрализованной деятельности дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами - вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, ожившими куклами, яркостью художественных образов. Данная деятельность детей дошкольного возраста основывается на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка. Важно учитывать психологическую комфортность, которая предполагает:

1. снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2. раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3. развитие реальных мотивов :

игра и обучение не должны быть из-под палки;

• внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

• внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Все выше сказанное наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду - это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но средство всестороннего воспитания и развития личности ребёнка дошкольного возраста.

В создании игрового образа особо велика роль слова. Оно помогает ребенку открыть свои чувства и мысли, понять переживания товарищей, объединять с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеются, когда смеются персонажи, огорчаются и грустят вместе с ними, могут плакать над неудачами понравившегося героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственную направленность, заключающуюся в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, доброта, отзывчивость, честность и смелость. Ребенок начинает сравнивать себя с полюбившимся образом. Способность к такому сравнению позволяет через образы и игры-драматизации оказывать влияние на детей дошкольного возраста.

Самостоятельное представление роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в основном хотят быть похожими на добрых и честных персонажей. Поощрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение, служащее стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением.

Театрализованная игра отличается от других игр тем, что в этих действиях ребенок сам создает художественный образ персонажа. А для воплощения художественного образа с определенным характером и присущими для него эмоциями, педагог учит детей средствам выразительности : вербальным (речевым) и невербальным (мимика, жесты). Поэтому театрализованная игра имеет свои типичные признаки:

• у театрализованной игры должно быть обязательно содержание. Дети должны знать, что они будут играть, имея тот или иной персонаж, а, не просто манипулируя им.

• наличие сюжета. Театральная игра развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание произведения (сказки, рассказа, стихотворения). Сценарий можно редактировать вместе с детьми (изменять конец сказки и т. д.).

• в любой театральной игре есть персонажи – актеры, которые имеют свои роли.

• ребенок играет не сам по себе и не один, он вступает в определенные отношения с товарищами.

театральная игра проходит поэтапно :

-обучение (проходит на уровне восприятия). Это освоение: ребенок, слушает, смотрит на основе показа воспитателем;

-воспроизведение (исполнение) : ребенок исполняет сам с внесением собственных элементов творческого характера.

-творчество. Ребенок сочиняет сам сценарий или сказку, по которой составляется сценарий.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

• стендовый театр (теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки, движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла

театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

• куклы на тростях (основа такой куклы–гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла). Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

• куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

Знакомство детей с театральным искусством начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период появляется интерес к театрализованным играм, который складывается в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, показывающих педагогами, взяв за основу содержание знакомых ребенку стихов, рассказов или сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра : вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Публикации по теме:

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста” «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Проект разработан:.

Родительское собрание в старшей группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей». Родительское собрание Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей». Цель: Познакомить родителей с театрализованной.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2017 в 16:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Леонова (УИ 1313643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД