Наталья Гришкина
Консультация для педагогов «Театрализованная игра как средство развития дружественных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания доброжелательных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому.
Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Личный пример это очень хорошо, но этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.
Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная игра как средство развития дружественных отношений“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализация является действенным способом решения этой важнейшей задачи. Творчество было и остается спасительным инструментом в воспитании ребенка, оно гармонизирует отношения с миром.
Сам процесс театрализованной деятельности приучает детей прислушиваться и приглядываться друг к другу, находить в товарищах то, что стоит отметить, чему стоит поучиться. Постепенно у детей формируется способность радоваться не только своим успехам, но и достижениям других.
В совместной деятельности рождается умение сотрудничать, поступаться своими желаниями, смирять свои капризы, умение договариваться, сопереживать. Как отмечала известный психолог Л. Г. Стрелкова, возможность моделировать в ходе игры реальные, значимые для ребенка межличностные отношения, дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов.
В ходе театрализованной игры ребенок приобретает умение увидеть и проанализировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения. Все это повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость).
Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.
В педагогической деятельности можно использовать различные театрализованные игры, у каждой из них – свое значение. Например, мимические игры, пантомимы обучают детей внимательно присматриваться к товарищам по группе. Игры с куклами, особенно перчаточными и пальчиковыми, помогают ребенку отстраниться от самого себя, увидеть ту или иную ситуацию со стороны, оценить поступки героев.
После окончания театрализованной игры важно обсудить с детьми их впечатления: сесть в кружок и поделиться переживаниями – это помогает им испытать чувство удовлетворения от пережитого, почувствовать общность многих проблем и своеобразие личности товарищей по группе.
Работа с детьми предполагает участие детей в театрализованных играх, которое заключается в разыгрывании стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен, к которым подбираются и готовятся необходимые атрибуты, костюмы, различные вида театра.
Таким образом, театрализованная игра будет способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений у детей, при соблюдении следующих условий:
- осуществление планомерной работы с детьми с использованием разнообразных видов театрализованных игр (игр-инсценировок, игр-драматизаций, игр с настольным и кукольным театром) для развития проявления заботы, взаимопомощи, симпатии, сочувствия и отзывчивости к сверстникам, проявления объективных оценок и самооценок, способности поступиться личным желанием в пользу товарищей;
- заинтересованность педагогов в организации работы по воспитанию дружеских взаимоотношений посредством театрализованных игр;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды различными видами театра (бибабо, настольный, пальчиковый, способствующими использованию детьми 5-6 лет театрализованных игр в самостоятельной игровой деятельности со сверстниками, с целью создания положительных форм общения.
Спасибо за внимание!