Анна Саватеева
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра как средство развития и воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра как средство развития и воспитания дошкольников»
Понятие сюжетно-ролевой игры
Один из видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения – это игра. [8; с. 40]
Публикация «Консультация для педагогов „Сюжетно-ролевая игра как средство развития и воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Особое место из всех детских игр, занимает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. Одновременно, сюжетно-ролевая игра носит характер эмоциональной деятельности, которая всегда приносит удовольствие детям и выступает в качестве школы произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя таким образом, как принято, в обществе.
Классификация сюжетно-ролевых игр
Творческие игры или сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми. Сюжетно-ролевые игры различаются по содержанию (отражение быта, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные, по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации-разыгрывание сказок и рассказов, строительные). В сюжетно-ролевые играх дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Педагог во время игры тактично руководит процессом и возбуждает инициативу детей, развивает.
Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражает определенные действия, события из жизни и деятельности людей. В сюжете раскрывается содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной деятельности. Игровая позиция, в которой ребенок соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже называется роль. Роль является основным стержнем-ролевой игры, выражается в действиях, речи, пантомиме, мимике. Особое место из всех детских игр, занимает сюжетно - ролевая игра –игровая деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты и осуществляют взаимодействие с другими персонажами игры. Сюжетно - ролевая игра имеет важное значение для развития ребенка. С одной стороны-это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие, а с другой стороны, творческая игра - это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято и положено в обществе.
И. М. Сеченов (1829-1905 гг. -ученый-естествоиспытатель, физиолог, педагог) дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознание ребенка. Многократное повторение действий взрослого, подражание их моральных качеств влияют на образование таких же качеств ребенка.
Игровое качество ребенка проявляется в процессе поисках средств для выполнения замысла, изображения задуманного. Взяв на себя роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия ребенка всегда реальны. Мама из ложечки поит больную дочку-куклу молоком. И ложка и молоко - воображаемые, но действия мамы настолько выразительны, что зритель как - будто видит эту ложку, которую девочка осторожно преподносит к губам куклы. Дети старшего возраста движениями, мимикой передают переживания, изображаемых ими, людей, как в приведенном выше примере (роль падчерицы в игре-драматизации «Двенадцать месяцев»). В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.
Существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны-сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия и таким образом осмысливает их; он пользуется словом, чтобы выразить свои мысли и чувства, дополнить действия. Шофер как будто неподвижно сидит в своей машине, но прислушайтесь к его словам: он объезжает площадь, спускается в туннель, останавливается по знаку светофора. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки говорит за них.
Для осуществления игрового замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками –это способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем старше дети и более развиты, тем требовательнее и избирательнее они к предметам, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда возникает стремление самим сделать нужные вещи.
В развитии игры выделяется одна важная тенденция – все большая связь с трудом. Эта связь вызывается потребностями игры. Педагог обязан поддерживать стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, научить его этому, поддержать.
Сюжетно ролевые игры делятся на игры с бытовыми сюжетами (в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения»); игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница); игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.); игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач (в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, в Человека-паука и т. д.); «режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап. Действия с предметами являются основным содержанием игры. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя она часто нарушается. Ряд действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты-бытовые. Действия детей еще однообразны и часто повторяются. Роли пока не обозначены. По форме это игра «рядом» или одиночная игра. Ребята с удовольствием играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры-действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Упорядоченность действий становится правилом. Между участниками возникает первое взаимодействие на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты-бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же-любимые. В игре уже могут объединяться два-три человека.
Третий этап. Основное содержание игры - также действия с предметами. Однако, они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры в соответствии. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основным содержанием игры служит отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный коллективный характер. Возникают устойчивые объединения. Они основываются на интересе детей к одним и тем же играм или строятся на личных симпатиях и привязанностях. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
В сюжетно-ролевой игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Наблюдается соответствие жизненной логике и распространяются не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игре принимают участие уже до 5-6 человек.