Евдокия Чаптыкова
Консультация для педагогов «Современные инновационные технологии в образовательном пространстве ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Современные инновационные технологии в образовательном пространстве ДОУ.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ внедряют в работу инновационные технологии. Задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные инновационные технологии в образовательном пространстве ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв)
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
Эффективность
• Воспроизводимость
Современные образовательные технологии
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технология исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя;
• игровая технология;
• технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.
Классификация здоровьесберегающих технологий
• Медико-профилактические
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами,
• Физкультурно-оздоровительные
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.
• Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация.
• Обучения здоровому образу жизни
технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
• Игровые
• Экскурсионные
• Конструктивные
Типы проектов
• По доминирующему методу
• исследовательские,
• информационные,
• творческие,
• игровые,
• приключенческие,
• практико-ориентированные.
• По продолжительности
• краткосрочный,
• средней продолжительности,
• долгосрочный.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии. Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование)
Коллекционирование (классификационная работа)
Путешествие по карте
Путешествие по «реке времени»
Информационно-коммуникационные технологии
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :
• идти в ногу со временем,
• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
• наставником в выборе компьютерных программ,
Направления личностно-ориентированных технологий
• Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
• Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
• Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника.
• Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Игровая технология
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Технология «ТРИЗ»
Целью использования данной технологии в детском саду является:
• развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
• с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
• речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ-– это привить ребенку радость творческих открытий.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий, если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Схема с применением метода выявления противоречий:
• Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
• Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
• Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
• Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
• Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
• Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.