Светлана Шахмина
Консультация для педагогов «Роль макетов для всестороннего развития ребёнка в условиях ФГОС ДОУ»
Роль макетов для всестороннего развития ребёнка
в условиях ФГОС ДО.
Выполнила: воспитатель 1 категории
Шахмина С. А.
Как известно основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому возникает необходимость наполнить образовательную среду группы играми, предметами, объектами, которые способствуют полноценному развитию ребёнка в детском саду.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль макетов для всестороннего развития ребёнка в условиях ФГОС ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Предметно - развивающая среда, согласно новым требованиям, должна максимально раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а так же быть максимально доступной для каждого ребенка.
Создать такие условия мне помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно ролевых игр, они востребованы дошкольниками и способствуют развитию ребенка.
Макет - это, уменьшенная модель пространства и объектов воображаемого мира.
Макеты условно делятся на два типа:
Макеты-модели
Макеты-карты
1. Макеты-модели:
Макет - модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, светофор). Добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).(Кукольный дом», «Скотный двор», «Изба», «Зоопарк»)
2. Макеты-карты:
Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки) и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.
Ландшафтный макет-карта - это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами, животными и т. д. («Увелька – речка моей Родины», Лес»)
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм свободной детской активности (чтения художественных текстов, изобразительной и продуктивной деятельности, сюжетной игры). Использование игровых макетов отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому решению проблем, возникших при осуществлении деятельности, в игре. Дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию, а это важные показатели интеллекта.
В играх с макетами дети обозначают конкретную цель. У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Макет не ограничивают фантазию, как педагога, так и ребенка, а наоборот позволяют творчески подойти к занятию. В некоторых ситуациях, макет может выступать как кульминация занятия.
На основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность.
Использование игровых макетов в образовательной среде ДОУ позволяет одновременно и параллельно решать несколько задач:
развивать любознательность;
знакомить с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
закреплять и обобщать знания детей по той или иной теме;
решать конкретные образовательные задачи на основе игрового макета (моделирование ситуации);
развивать речь, активизировать лексический словарь;
развить логическое мышление, память, внимание, воображение,
фантазию;
развивать общую и мелкую моторику рук;
развивать коммуникативные навыки;
развивать творческие способности;
содействовать воспитанию доброжелательности;
формировать навыки совместной деятельности.
Макет выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.
Таким образом, работа с использованием игровых макетов позволяет разнообразить содержание образовательной деятельности. Макет является связующим звеном разных форм взросло-детской деятельности и свободной детской активности. У педагога появляется возможность, не принимая непосредственного участия в игре, выступать создателем проблемно-игровых ситуаций и помощником в реализации игровых замыслов.
Использование макетов в игровой деятельности востребовано детьми, способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей.