Светлана Сплошнова
Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 10 «Кроха»
«Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО»
Выполнила: Сплошнова Светлана Юрьевна,
воспитатель 1 мл. группы
г. Чкаловск, 2017 г
Публикация «Консультация для педагогов „Реализация образовательной области „Речевое развитие“ в условиях ФГОС до“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя непосредственно вашу работу, т. е. работу учителей-логопедов в дошкольных учреждениях называлась «Коммуникация». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Образовательная область, которую вы будете реализовывать по ФГОС ДО называется «Речевое развитие». Для того, чтобы не было сомнений относительно образовательной области «социально-коммуникативное развитие», не входит ли ваша работа в данную область, необходимо ознакомиться с содержанием данных областей по ФГОС :
Социально-коммуникативное развитие направлено на :
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Речевое развитие включает :
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Теперь зададимся вопросом: учитывая какие, важные аспекты нового документа, учителя-логопеды, воспитатели логопедических групп, и просто воспитатели занимающиеся развитием речи детей должны реализовывать образовательную область «Речевое развитие»?
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и речевое, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, речь и речевое развитие есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в реализации любой образовательной области в соответствии со Стандартом.
Какие принципы ФГОС вы должны учитывать при работе с детьми:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства
• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерства с семьей;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёта этнокультурной ситуации развития детей. (пункт 1.2)
Ведущие задачи по образовательной области «Речевое развитие», которые должны будут решать дошкольные образовательные организации, являются:
1. овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
2. коррекция звукопроизношения детей.
Рассмотрим формы деятельности с детьми, для достижения задач, описанных в первом пункте:
1. Режимные моменты:
* Образцы коммуникативных кодов взрослого;
* Освоение форм речевого этикета (пассивное);
* Использование в повседневной жизни форм речевого этикета;
* Беседы.
2. Совместная деятельность с педагогом :
* Эмоционально – практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками);
* Обучающие игры с использованием предметов и игрушек;
* Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные);
* Сюжетно – ролевая игра;
* Игра – драматизация;
* Работа в книжном уголке;
* Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа);
* Имитативные упражнения, пластические этюды;
* Коммуникативные тренинги;
* Совместная продуктивная деятельность;
* Экскурсии;
* Проектная деятельность;
* Досуги;
* Интегрированные занятия;
* Тематические досуги;
* Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций;
3. Самостоятельная деятельность детей:
* Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек);
* Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог)
* Игра – драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т. д.);
* Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог);
* Самостоятельная художественная деятельность детей
* Сюжетно – ролевая игра;
* Игра – импровизация по мотивам сказок;
* Театрализованные игры;
* Игры с правилами;
* Совместная продуктивная деятельность детей.
4. Совместная деятельность с семьё й:
* Эмоционально – практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками);
* Продуктивная деятельность;
* Игры парами;
* Беседы;
* Пример коммуникативных ходов взрослого;
* Чтение, и рассматривание иллюстраций;
* Игры – драматизации;
* Досуги, праздники;
* Экскурсии;
* Совместные семейные проекты;
* Объяснение, повторение, исправление;
* Дидактические игры;
* Чтение, разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок;
* Беседа, пояснение;
* Экскурсии;
* Тренинги (действия по речевому образцу взрослого);
* Участие в проектной деятельности;
* Информационная поддержка родителей. Экскурсии с детьми.
Однако согласно ФГОС при использовании всех данных форм построения образовательной деятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (пункт 1.4).
Вторая задача образовательной области «Речевое развитие» – это коррекция звукопроизношения, которая проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.
В ближайшее время всем вам необходимо будет переосмыслить и продумать содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными ФГОС ДО. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования вашего ДОУ, необходимо будет изменить программу по коррекции речи, в соответствии ФГОС ДО, заложить все специфические особенности обучения и развития детей : варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации.
Основные разделы программы коррекционной работы в ДОУ: Следует:
• • указать цели, задачи, принципы реализации коррекционной программы;
• • охарактеризовать содержание программы;
• • описать этапы и механизм реализации;
• • раскрыть основные направления коррекционной работы
• • систематизировать материалы комплексно-тематического планирования по возрастам.
Программа коррекционной работы должна содержать:
• содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т. ч. индивидуально-ориентированных, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
• описание специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями речи, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, проведение индивидуальных, подгрупповых, групповых коррекционных занятий;
• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;
• планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.
Диагностическое направление включает:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
• диагностику отклонений в развитии речи;
• комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.
Коррекционно-развивающее направление включает:
• выбор оптимальных для развития ребенка с нарушением речи программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития :
• организация и проведение учителями-логопедами индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
Информационно-просветительское направление предусматривает:
• Проведение тематических выступлений (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса (родителям, воспитателям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса по коррекционной работе.
Консультативная работа включает :
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушением речи, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование воспитателей логопедических групп по возникающим вопросам при работе с детьми с нарушениями речи;
• консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ должны намечать и реализовывать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.
Введение ФГОС ДО влечет за собой новое теоретико-методическое сопровождение реализации программы. Базовыми авторами при написании коррекционной программы ДОУ останутся: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Каше Г. А. и Н. В. Нищева, программа «От рождения до школы» в новой редакции. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникнут, но вы вместе со своими педагогическими коллективами должны быть настроены оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть. Ведь ФГОС ДО – совершенно новый этап в дошкольном образовании, новый прорыв, который мы надеемся, изменит систему дошкольного образования во благо наших детей.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, www.минобрнауки. рф
2. Интернет ресурсы: www.dou-9-efremov.ucoz.ru; www.nsportal.ru