МААМ-картинки

Карта самообразования воспитателя по теме «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Елена Блудова
Карта самообразования воспитателя по теме «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ФИО Блудова Елена Алексеевна

Место работы:___МДОУ №12 «Берёзка», Кочубеевский район, с. Кочубеевское

Название темы:__«Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»

План работы:

2015 -2016 гг___ «Влияние сенсомоторного развития младших дошкольников на формирование коммуникативно-речевых действий»

Публикация «Карта самообразования воспитателя по теме „Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах

2016-2017гг___ «Развитие связной речи детей посредством метода сказкотерапии»

2017-2018гг___ «Нетрадиционные методы и приемы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

2018-2019гг. ___«Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте».

Цель работы: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Актуальность работы: Федеральный государственный образовательный стандарт основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

Выдвигаются следующие приоритеты:

развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи;

развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, так как предоставляет мне возможность всесторонне изучить проблему развития речи дошкольников и, тем самым, получить необходимую информацию о способах и методах развития речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных образовательных требований.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу влияния сенсомоторного развития на формирования звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи младших дошкольников.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата посредством использования в работе метода сказкотерапии.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.

6. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• изучение литературы по теме;

• посещение НОД воспитателей своего ДОУ;

• посещение и участие в педсоветах, семинарах, конференциях, мастер – классах, открытых родительских собраниях (по теме);

самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

2015 -2016 гг.

Тема работы: «Влияние сенсомоторного развития младших дошкольников на формирование коммуникативно-речевых действий»

Цель работы: Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Развивать речь ребенка посредством развития сенсомоторных навыков.

2. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.

3. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов.

4. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.

Актуальность темы: развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон раннего дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В. М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

План работы на год

Месяц Работа с детьми Работа с родителями Самореализация

Сентябрь Мониторинг по образовательной области «Развитие речи»

Проведение НОД и режимных моментов.

Выявление у детей уровней развития речи. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, двигательной активности детей, мелкой моторики пальцев рук. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи». Сбор и обработка данных. Работа с методической литературой (Ю. А. Афонькина «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности»)

Октябрь Создание условий для эффективного использования игр. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии. Подбор дидактического материала и игр.

Ноябрь Знакомство детей с дидактическим материалом и играми. Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребенка». Проведение дидактических игр и игр-занятий.

Декабрь Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя) Беседа «Чем занять ребенка трех – четырех лет». Подбор художественной литературы.

Январь Игры с крупой. Беседа «Создание условий для дидактических игр дома». Создание картотеки игры с крупой.

Февраль Разучивание новых пальчиковых игр.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры» Создание картотеки пальчиковых игр.

Март Внедрение в работу с детьми новых дидактические игры и пособий. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе. Проведение дидактических игр и игр-занятий.

Апрель Чтение скороговорок и загадок. Презентация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности». Подбор текстов.

Май Игры с песком. Родительское собрание «Игра как средство сенсорного развития

детей дошкольного возраста». Создание картотеки игр с песком.

Отчёт о проделанной работе (сентябрь 2015г. - май 2016г.)

Поскольку пальчиковые и дидактические игры и упражнения – уникальное средство для развития речи и являются одним из направлений по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Для реализации цели я создала информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики рук.

Планируя работу с детьми, наметила основную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации основной цели выделила ряд других задач:

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Чтобы добиться результатов, решила уделить больше внимания работе с родителями. Проводила индивидуальные беседы и консультации, где объясняла, что нужно учить ребенка манипулировать предметами, покупать игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики рук – пирамидки, строительный материал, машинки, конструкторы, вкладыши, бусы, логические домики, мозаику и т. д.

Предлагала для ознакомления памятки, в которых указывала, что нужно давать детям больше самостоятельности при одевании – раздевании, а также – застегивать – расстегивать кнопки (на одежде и обуви, пуговицы, липучки, молнии, застегивать – расстегивать сандалики, завязывать – развязывать (по возможности) шнурочки и т. д., так как эти действия формируют умелость рук.

Подготовила папку с консультациями для родителей – «Развитие мелкой моторики у малышей», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук».

В папке-передвижке постоянно меняла информационные листы, где для родителей каждый месяц для разучивания предлагалась новая пальчиковая игра.

Работала в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада. Поскольку развитие движений пальцев и всей кисти предполагает использование в работе с детьми приемов нетрадиционного рисования.

Основная работа по теме проводилась с детьми – как во время организованной образовательной деятельности, так и вне ее.

Цель проведения пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время утренней гимнастики (зарядки, физкультминуток, в свободное время, утром, после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, т. к. движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения.

Тексты пальчиковых упражнений старалась подбирать так, чтобы они легко ложились на слух ребенка и настраивали на игру.

На развитие мелкой моторики рук, для тренировки пальчиков благотворное воздействие оказывают игры с предметами. Их я тоже использовала в своей работе: это и мозаика, пирамидки, мягкие кубики со шнуровками и кнопками, липучками, игры-шнуровки, молнии, наборы колец, шаров для нанизывания на стержень, бусы, прищепки; игры с карандашами, счетными палочками; лепка из соленого теста; для развития движений – «Пальчиковый театр», с помощью которого разыгрывались знакомые сказки «Репка», «Теремок». Малышам интересно также было раскручивать и закручивать пластмассовые гаечки на болтиках, разбирать и собирать матрешки. Во время таких игр моя задача состояла в том, чтобы организовать игру и общение детей, помочь расширить словарный запас.

Поскольку использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционного аппарата, уже к середине учебного года пальчики у детей стали быстрее осваивать более сложные упражнения, а речь детей заметно улучшилась.

В заключение хотелось бы отметить, что я планирую не останавливаться на достигнутых результатах и дальше буду продолжать вести плодотворную работу по сенсорному развитию дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника.

Перспективы работы:

Оформление сенсорного пространства в группе.

Разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции : анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия.

Создание методической копилки: «Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов».

Продолжить работу по теме : «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

Изучить новинки методической литературы

В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

Список используемой литературы:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;

7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;

8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;

9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.

11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС» Консультация для педагогов: «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов.

Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО «Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие». Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное.

Отчет по теме самообразования «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлена в пяти образовательных областях:.

План самообразования воспитателя по теме «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)Проект по патриотическому воспитанию дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) .

Развития познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС Формы, методы и приемы развития познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС. [/b] В настоящее время произошли значительные.

Становление и развитие личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Слайд 1 В стране сложилось такое неточное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся.

Тема: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО» План по самообразованию воспитателя МБДОУ ЦРР – д/с №11 д. Шаталово Новиковой Любови Александровны Тема: «Развитие связной речи дошкольников.

Опыт работы воспитателя младшей группы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях ФГОС» реализации ФГ ОБОБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО». Работая над своей темой по.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Карта самообразования воспитателя по теме «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 7 августа 2017 в 22:19
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Карта самообразования воспитателя по теме «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Блудова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД