Тамара Макрушина
Консультация для педагогов «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника по средством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общими нарушениями речи сопровождают следующие симптомы: гиперактивность, во всех проявлениях, раздражительность, замкнутость, негативизм, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения и налаживание контакта с окружающими.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника по средством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Главное направление развития эмоционально - волевой сферы у дошкольников с ОНР — это появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение «воле-вое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения. Педагогу необходимо выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.
Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы я считаю, театрализованную деятельность. Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности. Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей театрализованная игра занимает существенное место, так как этот вид игры пользуется особой любовью у детей, самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходят в игре. В игре, по мнению А. С. Выготского: «ребенок выше себя на целую голову и это делает его необыкновенно привлекательным для партнеров по игре и порождает новое к нему эмоциональное отношение».
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различ-ных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Ведь эмоции бывают не только положительные, но и отрицательные. С развитием эмоций тесно связано развитие мотивов деятельности и поведения ребёнка. Важно, чтобы мотивы были правильными, т. е. имеющими социально-нравственную ценность. В дошкольном возрасте ребёнок получает представления о нормах поведения, во время общения с окружающими его людьми у него появляется и свой собственный багаж эмоций. Поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, либо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок.
Методы и приемы развития эмоционально – волевой сферы
дошкольника по средством театрализованной деятельности :
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы)
2. Психогимнастические игры, в которых формируется:
• принятие своего имени;
• принятие своих качеств характера;
• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3. Коммуникативные игры:
• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
• игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
• игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности осознания таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5. Игры, направленные на развитие воображения : вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
6. Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации (дыхательные техники).
Основные преимущества используемых методов при развитии
эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР
1. Игры-драматизации.
Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т. е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжете игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
2. Психогимнастика
Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
3. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт
Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
4. Коммуникативные упражнения
Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.
5. Мимические и пантомимические этюды
Этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
6. Психомышечная тренировка
Нацелена на снятие психоэмоционального напряжения. Внушение желательного настроения. Закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, и приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.
7. Элементы психологического тренинга
Позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений.
Все эти методы я активно использую на занятиях, которые проводятся в свободное время, как днем, так и вечером. Они направлены на закрепление пройденного логопедом материала и развитие эмоционально-волевой сферы детей. Задания в сказке постоянно меняются, а сценарий остаётся неизменным. Так готовясь к показу сказки дети закрепляют полученные на занятиях с логопедом знания и умения. Так же в некоторых занятиях участвует психолог.
Свою работу я веду по основным направлениям:
1. Предварительная работа:
-проведение бесед по пройденному материалу с логопедом;
- чтение художественной литературы на данную тему;
- рассматривание иллюстраций;
- подготовка сценария, наглядного материала, костюмов, декораций и т. д.
2. Основной этап работы.
Работа с детьми.
- распределение ролей;
- заучивание слов;
- репетиции;
- психогимнастика; коррекционные упражнений;
- упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
- коммуникативные игры; театральные игры.
- коррекционные упражнений;
- мимические и пантомимические этюды;
- психомышечная тренировка;
- элементы психологического тренинга;
3. Завершающий этап.
Взаимодействие с семьей.
-привлечение родителей к подготовке к постановке.
- показ сказки родителям.
- распространение опыта работы среди педагогов ДОУ.
Показ сказки в другой логопедической группе (задания выполняют дети - зрители и задания подготавливаются с учетом именно их знаний, умений и возрастных особенностей).
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников, раскрытие их творческого потенциала, коррекция навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
-учить детей различать и выражать основные эмоции : радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие и т. д. ;
- создать благоприятные условия для снятия эгоцентрической позиции – децентрация;
- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля; умение распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников, адекватно реагировать на эмоции других.
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать конструктивные навыки взаимодействия с окружающими, навыки конструктивного выражения собственных чувств и эмоций;
- развивать навыки разрешения конфликтов с окружающими;
- развивать навыки оценки собственного поведения;
- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.
Досуг для подготовительной к школе группы.
«Весёлый фермер»
Зал украшен в виде огорода и сада (грядка с морковью, капустой, репой, куст красной смородины, груша, яблоня).
Входит заяц выдёргивает морковь.
Заяц: Ах, морковка хороша!
Сладкая и вкусная,
А ещё на этой грядке
Выросла капуста.
Появляется Садовник.
Садовник: Заяц! Ну-ка погоди,
Ишь, какой ты ловкий!
С огорода уходи,
Брось мою морковку!
Заяц: Ты зачем меня ругаешь?
Зайчика так обижаешь?
Я морковки взял немножко,
Там ещё растёт картошка.
Ну а ты шумишь, кричишь?
Уходить ты мне велишь.
Садовник: Ладно, ладно, угощу
И за шалости прощу.
Поиграй сперва со мной,
А потом пойдёшь домой.
Игра «Тренажёр памяти для развития мышления».
Садовник угощает зайца морковью, он убегает. Появляется медведь подходит к грядке с репой.
Медведь: Репа просто чудо здесь!
Надо мне её поесть.
Будет мой животик рад
Хорошо, что нет оград.
Садовник: Мишка! Ну-ка погоди,
С огорода уходи!
Медведь: Ах, как стыдно, как мне быть,
Вором я могу прослыть.
Всё, что скажешь, буду делать,
Что б за репу отплатить.
Садовник: Ладно, ладно, угощу
И за шалости прощу.
Поиграй сперва со мной,
А потом пойдёшь домой.
Игра на развитие осязания «Волшебный мешочек».
Медведь благодарит садовника, уходит. Садовник замечает на кусте смородины птичку.
Птичка: Ах, смородина красна! (пробует)
Восхитительна, вкусна!
Ах, какая благодать!
Надо мне ещё сорвать.
Садовник: Птичка! Ну-ка, улетай!
Ягоду не собирай.
Птичка: Встречи я не ожидала,
Чуть от страха не упала.
Посмотри-ка, вся дрожу.
Хочешь, службу сослужу?
Только птичку не ругай,
Отпусти и не пугай.
Садовник: Ладно, ладно, угощу
И за шалости прощу.
Поиграй чуть-чуть со мной,
А потом лети домой.
Развивающая игра из серии «Готов ли ребёнок к школе».
Игра «Развитие речи»
Птичка берёт ягоды, улетает. Садовник видит ворону.
Ворона: Вот сижу я здесь, скучаю,
Да о вкусненьком мечтаю. (подлетает к груше)
Груша тут растёт, ура!
И красива (кусает) и вкусна.
Садовник: Кыш, Ворона, улетай.
Грушу здесь не объедай!
Ворона: Ты, Садовник, не ругайся,
А скажи чем отплатить.
И вообще, кричать не надо,
А спокойно говорить.
Садовник: Да я, вовсе не кричал,
А из сада прогонял.
Поиграй со мной немного,
Груш тебе я дам в дорогу.
Игра из серии «Тренажёр для развития памяти».
Ворона берёт груши, улетает. К яблоне подходит Ёж.
Ё ж: Так, так, так! Что тут у нас,
Что нашёл я в этот раз?
Яблоки упали здесь.
Надо их собрать и съесть.
Садовник: Ёжик! Ну-ка погоди,
Ты из сада уходи!
Ё ж: Нет, нет, нет! Не надо шума
Чем смогу, тем отплачу.
Я решать свои проблемы
По- хорошему хочу.
Садовник: Ладно, ладно, угощу
И за шалости прощу.
Поиграй дружок со мной,
А потом беги домой.
Игра «Собери разрезные картинки» по теме «Овощи-фрукты».
Ёж берёт яблоки, благодарит, уходит. Садовник устало вытирает лоб.
Садовник: День я целый не скучал,
Урожаем угощал
Дружный весь лесной народ.
Вот и день к концу идёт.
Ухожу я со двора,
До свидания, пора.
Список литературы:
1. Васильева С. А. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов: Фрукты. Овощи. ООО «Школьная Пресса».
2. Селезнёва Н. А. Борщ. ГУПП «Детская книга».
3. Козырева Л. М. Овощи, фрукты, ягоды, грибы. Тетрадь по развитию речи для дошкольников и младших школьников – М. : ООО «Издательство Аист».2006.
4. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2006.
5. Шорыгина Т. А. Фрукты. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2006.
6. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2006.