МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника по средством театрализованной деятельности»

Тамара Макрушина
Консультация для педагогов «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника по средством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с общими нарушениями речи сопровождают следующие симптомы: гиперактивность, во всех проявлениях, раздражительность, замкнутость, негативизм, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения и налаживание контакта с окружающими.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника по средством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Главное направление развития эмоционально - волевой сферы у дошкольников с ОНР — это появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение «воле-вое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения. Педагогу необходимо выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы я считаю, театрализованную деятельность. Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности. Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей театрализованная игра занимает существенное место, так как этот вид игры пользуется особой любовью у детей, самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходят в игре. В игре, по мнению А. С. Выготского: «ребенок выше себя на целую голову и это делает его необыкновенно привлекательным для партнеров по игре и порождает новое к нему эмоциональное отношение».

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различ-ных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Ведь эмоции бывают не только положительные, но и отрицательные. С развитием эмоций тесно связано развитие мотивов деятельности и поведения ребёнка. Важно, чтобы мотивы были правильными, т. е. имеющими социально-нравственную ценность. В дошкольном возрасте ребёнок получает представления о нормах поведения, во время общения с окружающими его людьми у него появляется и свой собственный багаж эмоций. Поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, либо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок.

Методы и приемы развития эмоционально – волевой сферы

дошкольника по средством театрализованной деятельности :

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы)

2. Психогимнастические игры, в которых формируется:

• принятие своего имени;

• принятие своих качеств характера;

• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3. Коммуникативные игры:

• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

• игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

• игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности осознания таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

5. Игры, направленные на развитие воображения : вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

6. Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации (дыхательные техники).

Основные преимущества используемых методов при развитии

эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР

1. Игры-драматизации.

Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т. е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжете игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

2. Психогимнастика

Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

3. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт

Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

4. Коммуникативные упражнения

Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

5. Мимические и пантомимические этюды

Этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

6. Психомышечная тренировка

Нацелена на снятие психоэмоционального напряжения. Внушение желательного настроения. Закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, и приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.

7. Элементы психологического тренинга

Позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений.

Все эти методы я активно использую на занятиях, которые проводятся в свободное время, как днем, так и вечером. Они направлены на закрепление пройденного логопедом материала и развитие эмоционально-волевой сферы детей. Задания в сказке постоянно меняются, а сценарий остаётся неизменным. Так готовясь к показу сказки дети закрепляют полученные на занятиях с логопедом знания и умения. Так же в некоторых занятиях участвует психолог.

Свою работу я веду по основным направлениям:

1. Предварительная работа:

-проведение бесед по пройденному материалу с логопедом;

- чтение художественной литературы на данную тему;

- рассматривание иллюстраций;

- подготовка сценария, наглядного материала, костюмов, декораций и т. д.

2. Основной этап работы.

Работа с детьми.

- распределение ролей;

- заучивание слов;

- репетиции;

- психогимнастика; коррекционные упражнений;

- упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

- коммуникативные игры; театральные игры.

- коррекционные упражнений;

- мимические и пантомимические этюды;

- психомышечная тренировка;

- элементы психологического тренинга;

3. Завершающий этап.

Взаимодействие с семьей.

-привлечение родителей к подготовке к постановке.

- показ сказки родителям.

- распространение опыта работы среди педагогов ДОУ.

Показ сказки в другой логопедической группе (задания выполняют дети - зрители и задания подготавливаются с учетом именно их знаний, умений и возрастных особенностей).

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников, раскрытие их творческого потенциала, коррекция навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

-учить детей различать и выражать основные эмоции : радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие и т. д. ;

- создать благоприятные условия для снятия эгоцентрической позиции – децентрация;

- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля; умение распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников, адекватно реагировать на эмоции других.

- развивать навыки сотрудничества;

- развивать конструктивные навыки взаимодействия с окружающими, навыки конструктивного выражения собственных чувств и эмоций;

- развивать навыки разрешения конфликтов с окружающими;

- развивать навыки оценки собственного поведения;

- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

Досуг для подготовительной к школе группы.

«Весёлый фермер»

Зал украшен в виде огорода и сада (грядка с морковью, капустой, репой, куст красной смородины, груша, яблоня).

Входит заяц выдёргивает морковь.

Заяц: Ах, морковка хороша!

Сладкая и вкусная,

А ещё на этой грядке

Выросла капуста.

Появляется Садовник.

Садовник: Заяц! Ну-ка погоди,

Ишь, какой ты ловкий!

С огорода уходи,

Брось мою морковку!

Заяц: Ты зачем меня ругаешь?

Зайчика так обижаешь?

Я морковки взял немножко,

Там ещё растёт картошка.

Ну а ты шумишь, кричишь?

Уходить ты мне велишь.

Садовник: Ладно, ладно, угощу

И за шалости прощу.

Поиграй сперва со мной,

А потом пойдёшь домой.

Игра «Тренажёр памяти для развития мышления».

Садовник угощает зайца морковью, он убегает. Появляется медведь подходит к грядке с репой.

Медведь: Репа просто чудо здесь!

Надо мне её поесть.

Будет мой животик рад

Хорошо, что нет оград.

Садовник: Мишка! Ну-ка погоди,

С огорода уходи!

Медведь: Ах, как стыдно, как мне быть,

Вором я могу прослыть.

Всё, что скажешь, буду делать,

Что б за репу отплатить.

Садовник: Ладно, ладно, угощу

И за шалости прощу.

Поиграй сперва со мной,

А потом пойдёшь домой.

Игра на развитие осязания «Волшебный мешочек».

Медведь благодарит садовника, уходит. Садовник замечает на кусте смородины птичку.

Птичка: Ах, смородина красна! (пробует)

Восхитительна, вкусна!

Ах, какая благодать!

Надо мне ещё сорвать.

Садовник: Птичка! Ну-ка, улетай!

Ягоду не собирай.

Птичка: Встречи я не ожидала,

Чуть от страха не упала.

Посмотри-ка, вся дрожу.

Хочешь, службу сослужу?

Только птичку не ругай,

Отпусти и не пугай.

Садовник: Ладно, ладно, угощу

И за шалости прощу.

Поиграй чуть-чуть со мной,

А потом лети домой.

Развивающая игра из серии «Готов ли ребёнок к школе».

Игра «Развитие речи»

Птичка берёт ягоды, улетает. Садовник видит ворону.

Ворона: Вот сижу я здесь, скучаю,

Да о вкусненьком мечтаю. (подлетает к груше)

Груша тут растёт, ура!

И красива (кусает) и вкусна.

Садовник: Кыш, Ворона, улетай.

Грушу здесь не объедай!

Ворона: Ты, Садовник, не ругайся,

А скажи чем отплатить.

И вообще, кричать не надо,

А спокойно говорить.

Садовник: Да я, вовсе не кричал,

А из сада прогонял.

Поиграй со мной немного,

Груш тебе я дам в дорогу.

Игра из серии «Тренажёр для развития памяти».

Ворона берёт груши, улетает. К яблоне подходит Ёж.

Ё ж: Так, так, так! Что тут у нас,

Что нашёл я в этот раз?

Яблоки упали здесь.

Надо их собрать и съесть.

Садовник: Ёжик! Ну-ка погоди,

Ты из сада уходи!

Ё ж: Нет, нет, нет! Не надо шума

Чем смогу, тем отплачу.

Я решать свои проблемы

По- хорошему хочу.

Садовник: Ладно, ладно, угощу

И за шалости прощу.

Поиграй дружок со мной,

А потом беги домой.

Игра «Собери разрезные картинки» по теме «Овощи-фрукты».

Ёж берёт яблоки, благодарит, уходит. Садовник устало вытирает лоб.

Садовник: День я целый не скучал,

Урожаем угощал

Дружный весь лесной народ.

Вот и день к концу идёт.

Ухожу я со двора,

До свидания, пора.

Список литературы:

1. Васильева С. А. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов: Фрукты. Овощи. ООО «Школьная Пресса».

2. Селезнёва Н. А. Борщ. ГУПП «Детская книга».

3. Козырева Л. М. Овощи, фрукты, ягоды, грибы. Тетрадь по развитию речи для дошкольников и младших школьников – М. : ООО «Издательство Аист».2006.

4. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2006.

5. Шорыгина Т. А. Фрукты. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2006.

6. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2006.

Публикации по теме:

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника по средством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 15 января 2020 в 00:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника по средством театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Макрушина (УИ 1931435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД