Виктория Нурмуханова
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст 2 – 3 лет характеризуется новыми достижениями ребёнка и является сложным периодом, когда он демонстрирует строптивое непослушание, которое обусловлено его страстным желанием быть самостоятельным, отыскать себя в большом и интересном мире. Дети продолжают активно обзаводиться новыми навыками, и именно по фактам их наличия или отсутствия и можно судить об уровне развития малыша.
Одним из основных показателей развития малыша 2- 3 лет является нормальное развитие общей и мелкой моторики, которое имеет важное значение для становления психических функций, формирования игровой деятельности и речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Общая моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела, т. е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее.
Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Игры на развитие мелкой моторики для детей 2-3 лет :
1. Игры с прищепками.
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
- Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т. п.
- Сортируем прищепки по цвету.
- Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но не для детей 2 лет – очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
- Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить "червячков" в тарелочку к птичке используя прищепки) :
- Сортируем помпоны по цвету, перекладывая их с помощью прищепок.
2. Сортируем крупу.
Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры:
- накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку).
- помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки "камешками". У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль, лисичке - камушки поменьше (горох, ну а белке – самые маленькие (гречка).
- по такому же принципу можно играть в огород - помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т. п.).
Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?
3. Мелкие предметы и отверстия:
Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т. п.) в мелкие отверстия.
- Кормить голодную птичку зернышками.
4. Рисование ватными палочками.
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш).
Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Что можно рисовать? Подключите фантазию!
- можно лечить кариес на зубах;
- смазывать ранки у слоненка зеленкой;
- можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т. п.).
5. Лепка.
Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!
С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:
- лепить пирожки с начинкой.
- лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т. п.).
- лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т. п.
- осваивать технику размазывания пластилина:
- очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей от 1 до 3 лет. Мне больше всего нравится серия «Это может ваш малыш» - "Пластилиновые картинки", "Пластилиновый снежок", "Учимся лепить".
6. Раскопки и рисование на манке.
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка. Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т. п.
Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
- Положите на поднос лист бумаги на котором нарисован один или несколько рисунков и присыпьте этот лист манкой. Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе.
- Ну а можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.
7. Подготовка руки к письму – рисуем линии.
Когда ребенок выполняет задания по типу "нарисуй линию", он достигает сразу трех целей:
- развивает мелкую моторику;
- готовит руку у письму;
- учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще - просто калякают на бумаге. Линии и точки - это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).
Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан.
Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен.
- можно рисовать горизонтальные линии:
- вертикальные линии (искупай слонят) :
- косые линии (помоги мишкам добраться до мамы) :
Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.
8. Ищем мелкие предметы в воде и крупе.
Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс. Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.
- найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету);
- вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам;
9. Игры с медицинской грушей и пипеткой.
Игры с обычной медицинской грушей и пипеткой здорово развивают мелкую моторику, к тому же и стоят эти предметы совсем недорого, а детям такие игры очень нравятся!
10. Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
11. Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
12. Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
13. Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
14. Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме.
Пальчиковый театр
Театр - это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, который подходит для детей 2-3 лет. Пальчиковые куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, пространственное восприятие, воображение, помогают развивать словарный запас.
Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, ребенок вырабатывает способность к концентрации внимания.
Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, он тренирует память.
В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление — такие важные понятия как «лево», «право», «низ», «верх», «предыдущий», «следующий» отрабатываются в игровой ненавязчивой форме.
Возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности ребенка. Выступая перед публикой, он приобретает уверенность в себе, становится общительным.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Список использованных источников:
1. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» : Учебно – практическое пособие. Изд. : «Гном и Д», Москва, 2001
2. Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. https://eraland.ru/progress/.
3. https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/melkaya-motorika-ruk-u-detey-2-3-let