Елена Чуканова
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Особенно это относится к детям, имеющим задержку психического развития. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика относится к высшим психическим функциям. Отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности в учебной деятельности, а именно отрицательно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
У большинства детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень сформированности тонких движений пальцев рук, а также отставание в развитии общей моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графомоторных навыков. Это мешает им в овладении навыков самообслуживания.
Дети с задержкой в развитии держат ложку в кулаке, не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Они испытывают трудности в работе с конструктором, мозаикой, пазлами. Неправильно держат ножницы в руках. Часто отказываются рисовать потому, что большинство детей плохо владеет карандашом, линии рисунка в основном получаются кривые, неточные и слабые. При выполнении любого задания, где требуется использование пальцев рук, у детей с задержкой в развитии наблюдается быстрая усталость и потеря интереса к данному заданию. Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: у детей с ЗПР недостаточно развита мелкая моторика и координация рук, поэтому нужно создать необходимые условия для обеспечения эффективности работы с детьми при помощи игр и игровых упражнений.
Цель: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации цели поставила перед собой задачи:
Подобрать, изучить и проанализировать литературу;
Провести диагностическое обследование детей;
Пополнить развивающую предметно–пространственную среду играми с предметами на развитие мелкой моторики рук;
Разработать и реализовать перспективное планирование работы с детьми с ЗПР на основе интеграции разных видов деятельности;
Вовлечь родителей в работу с детьми;
Проанализировать эффективность проделанной работы.
Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР вела три учебных года. На каждый год ставилась определенная цель:
2017/18 уч. г. – развитие мелкой моторики руки через игровые упражнения (пальчиковые игры).
2018/19 уч. г. – развитие мелкой моторики руки через дидактические пособия.
2019/20 уч. г. - развитие мелкой моторики руки через использование нетрадиционных приемов рисования.
В начале учебного года мною была проведена диагностика по выявлению уровня развития мелкой моторики кисти рук. Я пользовалась диагностикой определения основных навыков рисования по тесту на определение развития точности движения по методике Г. В. Беззубцевой, Т. Н. Андриевской и диагностикой определения результатов развития точности движения руки детей по методике «дорожки» Л. А. Венгера. (Приложение 1, 2). В результате диагностики выяснилось, что у большинства детей мелкая моторика развита плохо, её развитие отстаёт от нормы. (Приложение 3). Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, некоторые дети неправильно держали карандаш, ложку и не умели пользоваться ножницами.
Свою работу начала с изучения необходимой литературы. Затем организовала развивающую предметно-пространственную среду группы, подобрала оборудование для реализации поставленных задач, создала набор пособий и игр с предметами, для развития мелкой моторики, двигательных координаций и тактильных ощущений.
Игры и игровые упражнения, которые помогают решить эту проблему можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры; самомассаж кистей и пальцев; игры с предметами; занятия по лепке, рисованию, аппликации; упражнения, развивающие графические навыки, штриховка, раскрашивание. Важно, работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, знакомством детей с окружающим и предметным миром, с привитием эстетических и нравственных норм.
При подборе игр и игровых упражнений придерживалась следующих принципов:
Подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку с ЗПР;
Развивающий характер обучения;
Систематичность и последовательность.
Деятельность ребёнка с ЗПР должна иметь положительную мотивацию, что приводит к успешности процесса обучения и развития.
В своей работе пользовалась следующими методами: словесными, наглядными, практическими.
Формы работы с детьми с ЗПР: специально – организованная (НОД, совместная, самостоятельная.
Игры с пальчиками являются наиболее эффективными в развитии мелкой моторики. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Во время игры ребёнок учится считать, осознаёт понятия выше и ниже, право и лево. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Вначале дети испытывали затруднения в выполнении многих упражнений. При повторных проведениях игры дети начинали произносить текст частично. Постепенно текст разучивали наизусть, дети произносили его целиком, соотнося слова с движением. Разученные упражнения постепенно заменялись новыми.
Содержание пальчиковых игр целесообразно связывать с изучаемой на занятии лексической темой. Например, пальчиковая игра: «Мы капусту рубим» разучиваем во время изучения лексической темы «Овощи». С пальчиковой гимнастикой «Лодочка» знакомимся во время изучения лексической темы «Транспорт».
Оздоровительное воздействие на организм ребенка оказывают и пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В своей работе для массажа рук я использую шарики Су – Джок, которые приобретены на каждого ребенка. Поначалу для детей шарики Су-Джок были очень колючие, но в ходе систематической работы ребята с удовольствием массировали ладошки и пальчики несколько раз в день. Использование Су-Джок терапии в работе сопровождается художественным словом, когда каждое движение рук представляется в форме сказки или стихотворения. Отрабатывая движения и рассказывая сказку, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам.
В комплекс "Пальчиковые игры" (приложение 4) я включила следующие виды игровых упражнений:
Пальчиковая гимнастика
При выполнении гимнастики необходимо стараться задействовать все пальцы рук. В начале, я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Пальчиковые шаги.
Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использую пособия "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Самомассаж. Массаж с использованием шариков Су – Джок.
Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Эту работу провожу перед выполнением различных заданий в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить пальчики к работе.
Игры с грецкими орехами.
Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
В своей работе пальчиковые игры я использую каждый день, включая их в режимные моменты и как часть занятия.
Приступая к работе, я опиралась на следующие принципы проведения игр:
Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.
Взрослому нужно заучить текст.
Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
Демонстрируем собственную увлечённость игрой.
Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза.
Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяем новыми.
Для лучшего усвоения к игре нужно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала показываем ребёнку цветной рисунок и объясняем, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами (дидактические пособия). В своей работе использую как готовые материалы (игрушки – вкладыши, шнуровку, мозаику и т. д., так и подсобный материал. Используя бросовый и готовый материал, придумала разнообразные дидактические игры. Они учат составлять простые сочетания по заданию и по схеме, развивают мелкую моторику рук, совершенствуется глазомер, согласованность движений, учат концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируют развитие процессов мышления, развивают усидчивость.
Их большое множество и с ними детям с задержкой в развитии интереснее играть и развиваться :
Сортировка, переборка круп (горох, фасоль, греча, выкладывание из круп различных изображений (сухой бассейн);
«Волшебные палочки». В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения использовала на индивидуальных занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.
Шнуровка. В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Например: из куска линолиума вырезаю какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко и листик и др., делаю по контуру с помощью дырокола отверстия. В эти отверстия дети просовывают шнурки. Так же можно пришнуровать один объект к другому ( например: ёжик несёт яблоко). Ещё я обратила внимание на другой вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развитию глазомера и координации движения пальцев. Я изготовила «цветные коврики». Дети свободно подходят и занимаются плетением «коврика».
Мозаика. Геометрическая – мозаика. Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше использую мелкие фишки.
Игры с молниями и застёжками. Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.
Наматывание ниток на палочку, клубок (игры-моталочки);
Игры с резинками, «геометрик», с бельевыми прищепками;
Выкладывание цветных палочек Кюизенера, различные конструкторы;
Ловля рыбок ситом, ложкой, удочкой;
Игры с пуговицами, пробками от бутылок («Собери бусы», «Выложи рисунок по образцу»).
Игры с предметами и упражнения для развития мелкой моторики рук использую, как часть занятия, в течение дня в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей. В ходе игр дети с ЗПР овладевают практическими навыками – учатся завязывать ленты, шнуровать, застёгивать пуговицы, заплетать косички и т. д., что пригодится им в дальнейшей жизни.
Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Для развития мелкой моторики у детей с ЗПР разработала перспективное планирование занятий по рисованию, с использованием нетрадиционных техник. Занятия осуществляются в игровой форме с помощью специально подобранных заданий. Перспективное планирование рассчитано на 14 занятий по 20-30 минут (приложение 5).
Содержание работы по данной теме отражает интеграцию всех образовательных областей:
Область «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физминутки, физические упражнения, элементы самомассажа;
Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, различные игры с предметами;
Область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность и т. д. ;
Область «Речевое развитие» - общение детей во время игровой деятельности, стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т. д.
Учитывая огромное значение развития мелкой моторики для детей, задача педагогов - донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук проводиться в тесном контакте с родителями и специалистами детского сада. Это помогает быстрее достичь желаемых результатов.
Работу с родителями проводила по следующим направлениям:
Анкетирование «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (приложение 6);
Письменные консультации «Зачем нужны пальчиковые игры», «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР как средство подготовки руки к письму», «Играем дома. Нетрадиционные игры с пуговками»; «Рисуем вместе с детьми. Нетрадиционные техники рисования» (приложение7).
Буклеты «Проведение речедвигательных упражнений в домашних условиях», «Самомассаж и шарики Су-Джок»;
Провела мастер– класс на тему: «Нетрадиционные пальчиковые игры» (приложение 8);
Познакомила с картотекой пальчиковых игр и игр с предметами;
В течение года организованы выставки игр и рисунков с детьми, участие детей в конкурсах.
В результате специально организованной и систематической работы у детей с ЗПР прослеживается повышение уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, исчезла скованность движений. Дети знают и выполняют пальчиковые гимнастики, с желанием делают самомассаж, очень часто в свободной деятельности самостоятельно играют в игры с предметами. Дети правильно держат карандаш, кисточку. Могут обвести по трафарету контур простого изображения. Правильно пользуются ножницами, могут обрывать бумагу на кусочки, сминать маленькие комочки. Умеют застёгивать пуговицы.
В группе пополнена и обновлена развивающая предметно-пространственная среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и упражнений для самомассажа, изготовлены игры с предметами, собран информационно-наглядный материал для родителей по данной теме.
Список литературы
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М. : Знание, 1994.
Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ И. А. Лыкова. М. : Цветной мир, 2011.
Маркова Л. С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА» - 2005.
Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007.
Нищева Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Сухарева Г. Е. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М. : Педагогика, 1990.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги». – СПб. : «Корона», 2007.
Шевченко С. Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
Хвиюзова Е. А. Продуктивная деятельность как средство развития творчества у дошкольников: метод. пособие – Архангельск: АО ИППК РО, 2010.
Интернет ресурсы:
1. Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития как средство подготовки руки к письму https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20150219/collection-20150219-6715.pdf
2. Особенности развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста https://mosi.ru/ru/conf/articles/osobennosti-razvitiya-melkoy-motoriki-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
3. Картотека упражнений с Су – Джок шарами и кольцами https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartoteka_uprazhnenij_s_su_dzhok_sharami_i_kolczami/
4. Картотека упражнений с шариком Су – Джок по лексическим темам https://infourok.ru/kartoteka-uprazhnenij-s-sharikom-su-dzhok-po-leksicheskim-temam-4456311.html