Софронова Елена
Консультация для педагогов «Развитие диалогического общения у дошкольников»
Тема: «Развитие диалогического общения у дошкольников» (Консультация для педагогов)
Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, т. е. умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие диалогического общения у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Цель диалогического общения — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнёра.
Задачи диалогического общения :
— освоение языка как средства общения;
— установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных — речевых и неречевых средств;
— овладение средствами и способами построения развёрнутого текста в условиях продуктивной творческой речи;
— установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).
В рамках социально-коммуникативного и речевого развития диалог выступает как основная форма общения. Такое общение характеризуется несогласованной речевой активностью детей. Здесь не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата. Прежде всего удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.
У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании окружающих, желание довести до них цели и содержание своих действий. Дети испытывают потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих походах в лес, о любимых игрушках, маме, сестрёнке или братишке.
Развитие диалогической формы общения проходит следующие этапы:
— этап преддиалога («дуэта», «коллективного монолога»,
— этап скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта (беседа,
— этап практического взаимодействия (содержательный диалог, личностно окрашенное общение).
В результате происходит формирование диалогической позиции, умение слышать и слушать собеседника.
Очень важен целостный подход к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Педагогу следует обращать внимание на овладение детьми невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, пантомимики, правильную лексическую и грамматическую направленность в общении, а также воспитание звуковой культуры речи (чистое произношение, чёткую дикцию, интонационную выразительность).
Обучение диалогическому общению осуществляется в процессе бесед, различных игр, инсценировок, драматизаций, занятий продуктивной деятельностью.
В подобных формах взаимодействия как раз и решаются задачи, которые являются традиционными для методики развития речи :
— обогащение и активизация словаря,
— воспитание звуковой культуры речи,
— формирование грамматического строя языка ребёнка.
Необходимо подбирать конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, а также инициировать речевое творчество.
Приёмы, стимулирующие диалогическую речь :
— сюрпризное появление игрушек, предметов;
— обследование предметов, их свойств;
— инсценировки, драматизации;
— беседы на темы из личного опыта;
— свободное пользование материалами (картинками, красками, цветной бумагой, кубиками, интересными костюмами для ряжения, элементами декораций и пр.