Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Екатерина Евсеева
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые взаимоотношения, обязанности. Привыкание к детскому саду часто сопровождается нарушением эмоционального состояния дошкольника, ухудшением сна, аппетита, повышением заболеваемости.

Можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.

Публикация «Консультация для педагогов „Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ“» размещена в разделах

Первая группа - те, для кого процесс адаптации легкий и безболезненный. Они проявляют интерес к игрушками и деятельности, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. Общение родителей с ребенком доброжелательное, уважительное.

Вторая группа - дети, которые адаптируются медленнее и труднее. Периоды интереса к игре сменяются периодами безразличия, капризов. Не хватает доверия в отношении с воспитателями, другими детьми. Навыки игры и общения развиты недостаточно. Малоинициативны. Менее самостоятельные, что-то могут делать сами, но по большей части зависят от взрослого. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, рассудительные обращения сменяются окриками, угрозами или ослаблением требовательности, невниманием.

Третья группа - дети, которые с трудом приспосабливаются к новому для себя быту. Как правило, несамостоятельные, неконтактные. Привычные к нестабильности в режиме дня. Быстро устают. Игровые навыки не сформированы. В опыте таких детей - проявление авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализма со стороны взрослых, что вызывает страх, недоверие к воспитателю или полное игнорирование его и других детей. Сон, аппетит - плохие или вовсе отсутствуют. Высокая заболеваемость еще больше замедляет привыкание к новой обстановке и новым требованиям.

Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме определенной продолжительности во времени, различного для разных детей, имеет несколько основных этапов (фаз). Это, в частности, такие этапы:

1. «Шторм» - в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышаются возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохие сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая буря длится от 2-3 дней до 1-2 месяцев (у отдельных детей).

2. «Шторм утихает» - период неустойчивого приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние воздействия. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, пытается участвовать в совместной деятельности, становится более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый, - от 1 недели до 2-3 месяцев.

3. «Штиль» - период относительно устойчивого приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируются сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полугода.

Ориентировочные вопросы для анкетирования психолога с родителями

(после получения общей информации об имени, фамилии, возрасте, состоянии здоровья и т. д.):

Имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми?

Какой характер имеет это общение?

В какие игры любит играть сын (дочь?

Что именно больше всего влияет на поведение ребенка? (Стиль общения, место, режим, обстановка, здоровье и т. д.).

Какое настроение преобладает в течение дня?

Чем интересуется? Какие виды деятельности больше всего любит?

Как происходит физическое развитие ребенка? Закаляете ли его? Как?

Каким видите сына (дочь): уравновешенным; чрезмерно подвижным, стремительным, шумным; медленным, вялым?

Какой системы воспитания придерживаетесь: авторитарной; демократической; либеральной?

Существует ли согласованность в воспитании со стороны членов семьи? Кто еще участвует в воспитании?

Есть ли у ребенка братья, сестры? Как она с ними общается?

Стремится ли соблюдать дома режим дня? Совпадает ли он с режимом детского сада?

Как засыпает ваш малыш? Крепко спит? Какой у него аппетит?

Является ли ребенок самостоятельным для своего возраста? Что он может делать самостоятельно?

Послушный ли ваш сын (дочь? Если не слушается, как реагируете: обижаетесь; ругаете; наказываете; не обращаете внимание и т. д. ?

Как реагируете на жалобы ребенка о ссорах с другими детьми: защищаете, обвиняете; отмахиваетесь; делаете попытки разобраться и др. ?

Если понимаете, что были неправы, просите ли прощения у сына (дочери?

Что больше всего нравится ребенку?

Что беспокоит в поведении и развитии ребенка?

Каким, по-вашему, должен быть воспитатель?

Требуют внимания следующие моменты:

как ведет себя ребенок в присутствии незнакомых взрослых (робко, уверенно, заинтересованно, безразлично, нагло);

общий стиль поведения (спокойный, уравновешенный, инертный, излишне энергичный);

заинтересованность обстановкой, игрушками, играми (просит поиграть, с интересом смотрит, играет, если предлагают, играет сам);

характер общения матери с ребенком (говорит ласково, вежливо, с уважением, с восклицаниями, раздраженно, с угрозой);

как реагирует ребенок на обращения и просьбы матери (слушается, капризничает, игнорирует).

Первый день пребывания малыша в детском саду стоит ограничить знакомством с воспитателем, детьми, групповым помещения. В последующие дни воспитатель и психолог внимательно наблюдают за его поведением в группе, предоставляют дополнительные консультации родителям.

Целеустремленности наблюдений и объективности выводов будет способствовать использование тестов контроля поведения детей-новичков.

1. Настроение ребенка (бодрый, спокойный, раздраженный, подавленный, неустойчивый):

бодрый - положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашенные, часто улыбается, смеется; охотно контактирует с другими;

спокойный - положительно относится к окружающему, на инициативу отвечает, но сам не проявляет ее, положительные эмоции проявляются в меньшей степени;

раздраженный, возбужденный - наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, капризы, плач, часто возникают конфликты с другими;

подавленное - наблюдаются вялость, бездействие, пассивность, замкнутость, печаль, тихий и долгий плач;

неустойчивое - быстро переходит от одного настроения к другому, может быть веселым, смеяться и тут же плакать, часто конфликтует, бывает замкнутым.

2. Сон (засыпание, характер сна, продолжительность):

засыпание - быстрое, медленное (более 10-15 мин., спокойное, беспокойное, с дополнительными воздействиями; характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный; продолжительность сна - короткий, длительный, в соответствии с возрастом.

3. Аппетит: хороший, плохой, выборочное отношение к еде.

4. Поведение во время бодрствования (активный, малоактивный, пассивный):

активный - ребенок занят деятельностью;

малоактивный - не всегда занят, активная деятельность сменяется периодами бездействия;

пассивный - преобладает бездействие.

5. Коммуникабельность (высокая, средняя, низкая):

высокая - ребенок осуществляет инициативные действия с взрослыми, другими детьми, решает конфликтные ситуации справедливо, самостоятельно, в случае необходимости обращается за помощью к взрослым, может правильно оценить свое поведение;

средняя - сам не проявляет инициативы, но отвечает на инициативные действия со стороны других, в случае конфликта обращается за помощью к взрослым, правильно оценивает свое поведение;

низкая - на инициативные действия не отвечает и сам не проявляет инициативы, на конфликты реагирует слезами, криком, не может оценить поведение свое и других.

Также обобщаются выводы наблюдений относительно уровня развития речи ребенка (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; по уровню развития навыков самообслуживания (в соответствии с возрастом): высокий, средний, низкий; по уровню развития игровых навыков (в соответствии с возрастом): высокий; средний; низкий; относительно индивидуальных особенностей поведения: доброжелательность - агрессивность; инициативность - пассивность; медлительность - подвижность; заинтересованность играми, занятиями - равнодушие; контактность - замкнутость и др.

Результаты обследования ребенка фиксируются в листе адаптации.

Своеобразной информативной достопримечательностью для воспитателя и психолога могут служить перечисленные ниже психолого-педагогические условия обеспечения процесса адаптации детей к посещению детского сада:

1. Постепенная выработка у ребенка привычки соблюдать определенный режим дня. Лучше всего осуществлять это в домашних условиях еще до начала посещения детского сада. В саду - обеспечение гибкого режима.

2. Формирование навыков самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться, складывать игрушки, одежду и т. д.).

3. Развитие игровых навыков, навыков общения. Постепенное расширение круга знакомств малыша.

4. Организация положительного эмоционального общения ребенка с воспитателем и персоналом детского сада.

5. Оборудование групповой комнаты должен предусматривать возможность осуществления индивидуальных игр, занятий, удовлетворять стремление ребенка побыть одному или наедине с воспитателем.

6. Обеспечение межвозрастного общения детей как одной из наиболее эффективных условий успешной адаптации к новому быту.

7. Обеспечение содержательной деятельности дошкольников с учетом индивидуальных интересов каждого ребенка и его возрастных возможностей.

8. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам облегчения адаптации к детскому саду (индивидуальные беседы, консультации).

9. Постепенное увеличение продолжительности пребывания ребенка в детском саду (сначала - только прогулка, игра, потом - прогулка, обед, через несколько дней - прогулка, обед, сон и т. д.).

10. Расширение круга близких людей, которые приводят ребенка в детский сад (не только мама, но и папа, сестра, дедушка, - это облегчает прощание).

11. Проведение специальных игровых комплексов, направленных на расширение круга общения, выработки уверенности, снятия тревожности, страхов.

Благодаря обеспечению этих и других условий у детей-новичков достаточно быстро восстанавливаются сон, аппетит. Правда, длительным бывает процесс нормализации эмоциональной сферы ребенка, которая и должна стать предметом особой заботы психолога, воспитателей, родителей. Адекватное поведение, заинтересованность в общении со взрослыми и детьми, активное участие в занятиях и играх, бодрое настроение являются основными показателями социально-психологической адаптации ребенка к условиям детского сада.

Публикации по теме:

Консультация «Психолого-педагогические особенности детей с ОНР» Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом.

Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО(консультация) Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях (социально.

Консультация для педагогов «Условия использования приемов ТРИЗ технологии в процессе формирования связной речи у детей» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Консультация «Психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста» В педагогической науке предметом, т. е. определенной областью изучения является воспитание. Педагогика изучает сущность воспитания, его глубинные.

Педагогические условия взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками В статье рассматривается проблема организации условий взаимодействие детей старшего дошкольного возраста со сверстниками Ключевые слова:.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Самообразование по теме «Педагогические условия развития и самостоятельности детей 4–6 лет» Самообразование по теме «Педагогические условия развития самостоятельности детей 4-6лет, средствами ручного труда" Введение Актуальность.

Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования гендерной толерантности заключается в том, что человечество в настоящее время перешагнуло порог третьего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 18:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Евсеева (УИ 1907588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД