Усольцева Валентина
Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая помощь семье в развитии и воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 2
На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи : структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.
Публикация «Консультация для педагогов „Психолого-педагогическая помощь семье в развитии и воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
СЛАЙД 3
Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения.
Существенные измененияхарактерны, как для молодых семей, так и семей со стажем. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения, нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.
СЛАЙД 4
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.
СЛАЙД 5
Достичь высокого качества образования дошкольников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии работы ДОО с семьёй.
СЛАЙД 6
Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОО:
- Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
- Использование опыта деятельности других ДОО по взаимодействию ДОО с семьей;
- Расширение способов-методов работы с родителями;
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО;
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
СЛАЙД 7
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.
СЛАЙД 8
Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогает самостоятельный выбор ими тем для обсуждения. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.
Практика показывает, что для установления диалога с родителями важно активно использовать язык поддержки и соучастия. Дать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения. Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Важно научиться слушать.
СЛАЙД 9
Планируя ту или иную форму работу, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью используют разнообразные формы работы с ними:
- коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции;
- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
- наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.
Современные формы: устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
СЛАЙД 10
Можно предложить следующие темы консультаций для родителей :
- Психологический климат в семье – залог психического здоровья ребенка.
- Если Ваш ребёнок берёт чужие вещи.
- 10 правил, как научить ребёнка слушаться.
- Семья и воспитание.
- Ночные кошмары (или Если ребёнку приснился страшный сон).
- Упрямство (родитель - ребёнок).
- Семья как фактор развития у ребёнка способности к сопереживанию.
- Если у ребёнка закрепилась вредная привычка.
- Научите ребёнка делать добро.
- Ссоры в присутствии детей.
- 20 способов утихомирить разбушевавшегося ребёнка.
- Родители + дети = дружба или как сохранить покой в семье.
СЛАЙД 11
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи – это комплекс мер педагогов, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей родителей и детей, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем.
СЛАЙД 12
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени «Детство» Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того, насколько правильно мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное благополучие ребенка в семье и детском саду.
СЛАЙД 13
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.