Наталья Шихалева
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель
высшей квалификационной категории
Шихалева Н. С.
«Проектная деятельность, как метод
взаимодействия педагогов и родителей»
Публикация «Консультация для педагогов „Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Проектная деятельность. Консультации для родителей
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.
Что представляет с собой этот метод?
Это метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Типы проектной деятельности.
Выделяют три основных вида деятельности : творческую, исследовательскую и нормативную - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Исследовательская проектная деятельность.
Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов.
В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает
ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.
Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором является ребёнок.
Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок рассказывает, как проводилась работа.
Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся свободном доступе.
Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.
Творческая проектная деятельность.
В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями. Отличается этот проект от предыдущего своей долгосрочностью.
Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями. Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, их отношении к нему.
Информация для родителей, вывешивается рисунок проекта и название.
Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а родители решают технические вопросы.
Такая проектная деятельность направлена на то, чтобы показать ребёнку значимость его усилий для окружающих. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия.
На примере «Театральной весны» в ДОУ можно создать проекты направленные на развитие и организацию театрально-игровой деятельности в детском саду. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта и тем самым выразиться.
Поэтому так важно обратить внимание на все виды детского театра.
Что поможет повысить культуру ребёнка, познакомить с детской литературой, музыкой, правилами этикета и т. д. Театр для детей - это как праздник, проведённый вместе со сверстниками, родителями и педагогами. Театрализованная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал ребёнка, помочь ему раскрепоститься, помогает ребёнку осознать чувства удовлетворения, радости, успешности, корректирует коммуникативные отклонения, развивает память, воображение, речь.
Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.
В форме непосредственной образовательной деятельности.
Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось, похоже, и почему.
В форме игры.
Постоянное включение театрализованных игр в педагогический процесс.
Содержание и разнообразие тематики.
Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так и вовремя.
Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с движениями, речью и мимикой, пантомимой.
В форме педагогических ситуаций.
«Погружение в сказку».
Совместное чтение и анализ сказок.
Проигрывание отрывков из сказки.
Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим материалом).
Рисование.
Словесные, настольные и подвижные игры.