Виктория
Консультация для педагогов «Применение предметов окружающего мира на занятиях с дошкольниками с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Консультация для педагогов «Применение предметов окружающего мира
на занятиях с дошкольниками с ОВЗ»
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Данная пословица применима для всех детей, но особенно актуальна для детей с особыми возможностями здоровья, так как детям данной категории необходимо именно применить все пять чувств, чтобы понять предмет и для чего он ему нужен, как применять его в своей деятельности. Работая с дошкольниками с ОВЗ, мы понимаем, что пока ребенок не попробует, не потрогает, не ощупает, он не запомнит, и не будет переносить и применять полученные знания в окружающую действительность.
В процессе познания предметов окружающего мира, ребенок начинает знакомиться с: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, качества поверхности и т. д.
Наша задача – научить детей с ОВЗ применять знания, полученные на занятиях, в повседневной жизни.
В работе по развитию представлений о предметах окружающего мира подбирается материал так, чтобы с детьми можно было отрабатывать понятия цвета, формы, величины, счета, соотношение предметов, их применение, это: пакеты разного раз-мера, корзиночки, файлы, трубочки, предметы одноразовой посуды, мерные ложки, палочки, формочки для выпечки, бутылки, крышки, контейнеры, свечи, воронки, губки и т. д.
Разработанная нами система коррекционно-педагогических мероприятий по применению предметов окружающего мира у дошкольников с задержкой психического развития охватывает все стороны взаимодействия: учитель-дефектолог, воспитатель, специалисты ДОУ, родители.
Таким образом, осуществляется единство, целостность и неразрывность образовательно-воспитательного процесса, что способствует максимальному устранению нарушений в познавательном развитии дошкольников с задержкой психического развития.
Вся работа подчинена какой-либо теме, как в образовательной деятельности, так и в процессе режимных моментов. При проведении образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений учитывается тема, над которой работаем в данный момент. Например : при прохождении лексической темы «Посуда» используем реальные предметы, игры с математическим содержанием («Большой – поменьше – маленький», «Глубокий – мелкий», «Пустой – полный», «Высокий – низкий», «Разложи по порядку», «Подбери крышки» и т. д., применяется большое количество одноразовой посуды, которая отличается по форме, цвету, величине, материалу, начиная от ложек разного размера до контейнеров. Во время проведения математических игр ребенок закрепляет новые слова: высокий, одинаковый, пониже и т. д., полученные знания переносит на похожие предметы окружающего мира.
Чаще всего на занятиях идет опора на детское экспериментирование, например, когда ребенок с помощью бутылочек разной высоты ( закрепляются понятия: высокий – низкий, разного размера воронок (большой – маленький) пробует налить воду и подобрать к ним крышечки, посчитать бутылочки (закрепляется счет предметов, расставить по полкам (пространственные отношения). Например, при изучении лексической темы «Фрукты» уточняем и расширяем представления детей об отличительных признаках (форма, цвет фруктов, используем игры и упражнения «Угадай, что я загадала», «Назови предмет, его цвет, форму», «Что может быть красным, круглым».
На занятиях решаются и речевые задачи (согласование прилагательных с существительными, пополнение предметного словаря и словаря признаков).
Так как работа построена на взаимодействии всех участников образовательного процесса, то, например, инструктору по физическому воспитанию рекомендуется с целью развития быстроты реакции, развития концентрации внимания, ловкости рук, развития мелкой моторики, закрепления цвета и формы предметов, использовать такие упражнения, как «Будь внимательным». Воспитателям, с целью реализации поставленных задач на данном этапе, предлагаются игры «Волшебные трафареты», «Магазин», «Волшебные краски», где осуществляется совместная деятельность взрослого и детей по закреплению цвета и формы фруктов.
С целью развития слухового восприятия, активизации словаря по теме, музыкальному руководителю предлагается дидактическая игра с музыкальным сопровождением «Какая, какой, какие?»
Родителям рекомендуется ознакомиться с ширмой по теме «Фрукты», в которой представлены задания, игры, упражнения по данной теме. Для закрепления цвета и формы фруктов предлагается выполнить задания в альбоме: нарисовать свой любимый фрукт и составить о нем рассказ, совместно с детьми изготовить трафареты фруктов.
Обучение дошкольников играм с предметами окружающей действительности состоит в организации предметно-игровой деятельности, которая помогает ребенку овладевать средствами и способами познания свойств и отношений, проявить самостоятельность в этой деятельности.