Светлана Бакулина
Консультация для педагогов «Применение игр В. В. Воскобовича в работе по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно- пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: а) искаженное воспроизведение букв (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы); б) замены и смешение графически сходных букв.
Нарушение речи, в том числе и письменной, ее профилактика в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем в педагогике.
Темочки:
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
С учетом изученной литературы и собственного опыта профилактики дисграфии в логопедической группе (для детей 6-7 лет, необходимо воспитывать фонематический слух, формировать звуковой анализ, готовить руку к письму, опираясь на грамотно и качественно построенную развивающую среду.
Для формирования навыка последовательного анализа изображений и конструкций подойдут игры с кубиками Воскобовича и блоками Деньеша. На первом этапе игры, ребенок выполняет орнамент или фигуру путем наложения элементов на предложенный шаблон. Далее, ребенок выполняет задания только по зрительному восприятию, с наглядной опорой на схему. Третий этап игры – выполнение фигуры по символическим изображениям, которые даны в альбоме с методическими рекомендациями и схемами для игр с блоками Деньеша (этот образец игры возможно использовать при развитии навыков анализа и синтеза).
Для развития зрительного восприятия, полезны игры: «догадайся, что нарисовано или какую я загадал вещь?», игры на запоминание сочетания различных геометрических форм, упражнения на складывание разрезных картинок. Ориентация в специально разработанных игровых картах- лабиринтах.
Рекомендуются игры на воспроизведение пространственных последовательностей. Например, возможно использование игрушечного музыкального инструмента с разноцветными клавишами и цветовыми схемами к этому инструменту.
Интересны игры: «Шарики в непрозрачной трубочке» (На глазах у ребенка в трубочку кладутся цветные шарики, нужно определить, в какой последовательности они выкатятся с одной и с другой стороны)
«Живые цепочки» (Детям выдаются карточки с картинками, водящий выстраивает детей в соответствии с заданной схемой. Картинки можно подбирать тематические, чтобы с опорой на их последовательность возможно было составить предложение. Если дети читающие, можно им предложить карточки с буквами или словами.
При наличии выраженной недостаточности зрительно – моторной координации на занятиях широко используют штриховки, обводки, срисовывания геометрических фигур.
Рекомендуются игры на нахождение отличий, дорисовывание недостающих в образце деталей, письмо букв и слов по шаблонам, далее по контурным линиям.
Одновременно, рекомендуется работа на упрочнение звуко - буквенных связей, формирование стабильных графических образов букв. Это задания с дополнительной опорой на кинестетический анализатор: обводка пальцем выпуклых или выполненных на шершавой основе букв. Игра «Угадай на ощупь какая буква?», «Угадай с закрытыми глазами, что я тебе написал на руке?» [М. Монтессори]
Положите перед ребенком несколько сходных по начертанию букв (Р, Я, Ь, Б, В, Ы, Ъ; или Ш, Щ, Ц; или П, Н, И, Й; или К, Х, Ж; или Ю, О, С, Э). Показываете одну из них, ребенок находит такую же среди лежащих на столе.
Покажите ребенку две похожие буквы. (Ш- Щ; Ц- Щ; Б- В; Г- Т; Л- Д; З- В; Р- В; К- Ж; Ч- Я; С- О; И- Й; Ь- Ы; О- Ю; Ь- Ъ; Г- Е; Ь- В; Ь- Б; Г- Б) Нужно из первой дорисовать вторую.
Положите перед ребенком 2 буквы. Попросите его реконструировать первую (что- то дорисовать, что- то замазать белым маркером, чтобы она превратилась в другую. (П- Н; П- И; Н- И; О- С; О- Э; Л- А; В- Ь; Ы- Ъ; Х- У; Ф- О; Я- Ж, М- П; Р- Ь).
Положите перед ребенком 2 буквы. Пусть он развернет 1- ую из них и дорисует ее так, чтобы она превратилась в другую (Ш- Е; П- Ц; С- Э; У- А; Ь- Я; Ч- Ь; Я- Ы) [М. А. Полякова]
Используя коррекционные игры на занятиях с детьми, необходимо помнить, что подбирать материал следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию сотрудничества.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза
«Паровоз»
В его вагончиках «едут» буквы, образуя слова (из 3-х,4-х,5-ти букв). На первый взгляд, несложное задание вызывает у многих детей трудности. Дошкольники, выполняя это задание, упражняются в звуковом анализе и синтезе. Выполнен на ДВП, окрашен (для возможности работать мелом, аппликация из «самоклейки».
«Займи свое место»
Ребёнку нужно разобрать картинки на три группы, где заданный звук находится в начале, в конце и в середине слова. После разбора картинок задаётся следующий звук.
Более простой вариант игры с карточками, где под картинкой имеется название. В этом случае ребёнок ориентируется не на звук, а на букву, что гораздо легче сделать. Выполнена игра на картоне, картинки заимствованы из старых игр.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
на этапе обучения слогоделению
«Таблица слогов»
Дети заполняют таблицу готовыми слогами и с ними же придумывают слова
Педагог обязательно осуществляет контроль. Выполнена игра на картоне, слова распечатаны на принтере.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
на этапе обучения чтению
Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графическое изображение букв и предотвратить возможность дисграфии.
«Грибочки из бочки»
Детям предлагается восстановить буквы и цифры. Эта игра не так уж и проста потому, что «заготовки» предполагают начертание нескольких вариантов букв. Работают дети мелом. Игра выполнена из ДВП, окрашена (для работы мелом).
Второе пособие рассчитано на детей, умеющих читать. В задании необходимо подобрать недостающую букву и прочитать слово. Игра выполнена из ДВП, окрашена (для работы мелом)
На занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Ниже приведены игры такого характера.
«Буквы спрятались»
Из наложенных друг на друга букв нужно выбрать знакомые и обвести их пальчикОм. Дополнительно можно напечатать эти буквы на листе бумаги.
Эта игра не только на развитие зрительно- пространственных представлений, закрепления графического изображения букв, но и кинестетических чувств. Игра выполнена на пенопласте (потолочные плиты)
Кинестетический образ букв развивается в процессе выполнения упражнения «Узнай букву» по методике М. Монтессори. Эта игра - находка для педагогов, работающих над проблемой профилактики дисграфии. Когда дошкольники читают и печатают, то они работают лишь с печатными буквами, а проблема в школе возникает при письме с прописными буквами
«Узнай букву»
Прописные буквы, выполненные из шершавой (бархатной или мелкой наждачной) бумаги, сначала изучаются детьми. Затем, с закрытыми глазами из 2х-3х карточек ребёнок выбирает нужную, трогая её пальчиком. Не нужно брать все буквы алфавита, нужны лишь те, что могут вызвать затруднения (ошибки) на письме –П-Т И-М-Ш. С-Э Д-Б Щ-Ц-Ч и др. Это упражнение ребёнок выполняет на индивидуальном занятии.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
на уровне слова
«Нитки-помощницы»
Дети всегда охотно выкладывают на яркой ворсистой ткани слова с помощью пёстрых шерстяных ниток разной длины. Слова обычно состоят из 3х -4х букв. Дети могут выкладывать слова по заданию и по желанию. Часто дети начинают работать справа налево, что требует дополнительных упражнений с ними учителя – логопеда.
«Разрезанные слова»
Ребёнку предлагается восстановить слово, напечатанное на карточке и разрезанное по горизонтали на 2 или 3 части. Если он затрудняется, то может ориентироваться на цифры с обратной стороны каждой части. Эта игра развивает зрительно-пространственные представления, закрепляет целостный образ букв и навык чтения. Игра выполнена из пенопласта (потолочные плиты).
«Лото со словами»
Детям раздаются предметные картинки или таблички со словами.
1) У детей на столах картинки. Логопед показывает таблички со словами или пишет на доске. Ребёнок, если слово совпадает с изображением на его картинке, поднимает картинку вверх и произносит слово вслух.
2). У детей на столах карточки со словами. Логопед демонстрирует картинки после того, как все дети прочитали свои слова. А дети поднимают руку, если логопед показал «его» картинку.
3). Перед детьми лежат картинки и слова к ним в произвольном порядке. Детям необходимо прочитать слова и объединить с соответствующими картинками.
Выполнена игра на картоне, слова распечатаны на принтере, картинки заимствованы из старых игр.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
на развитие графо – моторных навыков
«Буквенный конструктор»
Детям предлагаются части полоски разной длины,кольца, разрезанные на две части, из которых можно создавать как буквы, так и слова. Пособие выполнено из различных по структуре и цвету видов бумаги.
«Переписывание»
Ещё одна замечательная игра из опыта М. Монтессори, которая позволяет детям познакомиться с прописными буквами и развивает графо-моторные способности. Детям предлагается копировать с карточек слова. Некоторые делают это механически, неосознанно, но многие спрашивают о незнакомых буквах, пытаясь прочитать слова. Игра выполнена на картоне. Слова набраны курсивом.
Практический материал, представленный здесь, является оптимальным, доступным, эффективным и может быть использован педагогами и специалистами ДОУ, работающими по данной проблеме. Развивающая среда построена таким образом, что все эти игры расположены в доступном для детей месте. Они воспитывают активность, самостоятельность и творчество. Дети играют в них как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
"Игровизор" и приложение "Лабиринты букв"
Это игровое пособие для обучения чтению. Игровизор - графический тренажер - планшет с прозрачной пленкой. Под пленку кладется лист с заданием. Сверху можно рисовать фломастерами на водной основе. По окончании занятия с пленки можно все легко стереть.
Книжка представляет собой набор лабиринтов. Главные герои книги - шуты-буквы. Каждая страница посвящена одной букве. Ребенок должен пройти лабиринт, собрать буквы и составить из них слово.
Теремки ВоскобовичаТеремки Воскобовича признаны уникальной учебной моделью для подготовки ребенка к раннему чтению. Дети в игровой форме учатся соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Игра состоит из 12 кубиков теремков с согласными буквами на гранях и 12 кубиков-сундучков с гласными буквами. Каждый теремок оснащен окошком для гласных букв. Вкладывая кубики-сундучки в кубики-теремки, ребенок составляет слоги. Из нескольких таких кубиков можно получить слово.
И ещё одна игра, которая широко используется нами на логопедических занятиях.
ИГРА - ребусы «Бука за буквой»
В игре предлагается 3 вида заданий.
Задание 1 (с красной рамочкой). На карточке показан элемент буквы. Необходимо определить, в написании, каких букв встречается данный элемент.
Задание 2 (с синей рамочкой). На карточке показаны элементы букв. Необходимо определить, в написании каких букв встречаются показанные элементы, и составить все возможные варианты.
Задание 3 (с зелёной рамочкой). Необходимо определить, какие буквы «спрятались друг за другом».
В конце выполнения задания, названные буквы можно записать, выложить из шнурка, мозаики и т. д, вырезать из бумаги, вылепить из пластилина, написать в воздухе, ладони т. д.
И в заключении, несколько слов о пальчиковой азбуке.
Пальчиковая азбука – это система изображений 33 букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно-пространственный образ буквы.
Дети часто предлагают свои комбинации, которые показывают уровень их заинтересованности.
Очень увлекательны занимательные игры с использованием «Пальчиковой азбуки», такие, например, как: «Прочитай», «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала».
Надеемся, что выше изложенная информация была для вас полезна и вы сможете использовать ее в своей работе.