Татьяна Стоматова
Картотека направлений и форм детско-взрослых сообществ с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 109 О. В» Г. МАГНИТОГОРСКА
Картотека направлений и форм детско – взрослых сообществ с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Т. А. Стоматова
Магнитогорск, 2025
Детско-взрослое сообщество «Традиции детского сада»
Цель детско-взрослого сообщества: организация в детском саду единого воспитательного пространства для формирования социального опыта
дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с
другом и с окружающими взрослыми.
Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший-
младший; член коллектива; житель своего города, гражданин своей
страны.
Приобщать к истории и культуре народов России в процессе
традиционных коллективных мероприятий.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Тематика традиционных мероприятий:
- общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника
Отечества», «Международный женский день», «День народного единства») ;
- семейные праздники («День пожилого человека», «День отца», «День матери»,
- сезонных праздников («Осени», «Новый год», «Масленица», «Весна»);
- тематических мероприятий («День рождения детского сада», «День
Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности»,
«Неделя театра»);
- социальных и экологических акций («Открытка для ветерана», «Бессмертный
полк», «Письмо и посылка солдату» «День защиты детей», «Чистые дорожки», «Кормушка для птиц»);
на уровне группы:
- «День рождения»;
- «Наши соседи» (походы в другие группы с постановками);
2. Проекты.
3. Совместные игры: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные
и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры.
4. Выставки детских работ.
5. Социальные и экологические акции.
6. Конкурсы, викторины.
7. Музыкально-театрализованные представления.
8. Спортивные и оздоровительные мероприятия.
Детско-взрослое сообщество «Юные инспекторы дорожного движения»
Цель детско-взрослого сообщества: Создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения на дороге и готовности помогать другим в соблюдении правил дорожного движения.
Задачи:
Формировать знания детей о правилах дорожного движения.
Формировать практические навыки поведения на дороге, в транспорте, на
остановках.
Развивать самостоятельность, ответственность, внимание,
наблюдательность, координация движений, гибкость мышления.
Обогащать опыт детей деятельностью, направленной на заботу о других
людях.
Вовлечь родителей в образовательный процесс по формированию у своих
детей знаний о ПДД.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Образовательные ситуации. В процессе этих ситуаций происходит
обучение детей знаниям ПДД, а также формирование навыков и умений вести
себя на дорогах, в транспорте, на остановках.
2. Сюжетно-ролевые игры.
3. Игры-тренинги.
4. Подвижные игры.
5. Моделирование ситуации.
6. Просмотр мультфильмов.
Детско-взрослое сообщество «Юные волонтеры»
Цель детско-взрослого сообщества: Создание условий для формирования позитивных установок у детей старшего дошкольного возраста на добровольческую деятельность.
Задачи:
1. Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
2. Формировать желание участвовать в совместных проектах, акциях, играх и мероприятиях социально-нравственного характера.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание по отношению к другим людям.
4. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в социальнозначимой деятельности.
5. Воспитывать гражданственность, нравственность, патриотизм, трудолюбие, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
6. Привлечь родителей к организации волонтерского движения с участием своих детей.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Социальные акции и проекты.
2. Творческая мастерская.
4. Проведение тематических вечеров, бесед.
5. Трудовая деятельность.
6. Технология группового сбора. Активная форма организации совместной деятельности педагога с детьми, в процессе которой каждый ребенок может проявить свою активность, предложив свои идеи по оказанию волонтерской помощи кому-либо, проведению какого-нибудь мероприятия.
7. Организация фотовыставок, выставок рисунков. По итогам волонтерских мероприятий проводятся фотовыставки и выставки с целью представления итогов мероприятий. Это содействует более глубокому осознанию своей деятельности и пониманию социальной значимости событий.
Детско взрослое сообщество «Ранняя профориентация»
«Кем быть»
Цель детско-взрослого сообщества: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста.
Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях.
Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в
различных видах детских игр и игровых ситуаций.
Развивать познавательный интерес к труду взрослых.
Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его
общественной значимости.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы
и фольклора, художественно-эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Беседы.
Познакомить с понятием «профессия». Выявление знаний детей о профессиях родителей. Показать значимость профессий для человека. Формирование потребности выбора любимого дела. Расширение знаний детей о профессиях.
2. Чтение литературы.
3. Профориентационные игры : сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные, игры-квесты, игры-драматизации. В игре появляется возможность проявить свои знания и умения. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.
4. Экскурсии по детскому саду.
5. Просмотр видеофильмов и презентаций о профессиях.
Обогащение знаний о профессиях, действиях и деятельности человека данной профессии, об орудиях труд. Воспитание гордости за своих родителей.
«Военные профессии»,
«Моя мама – учитель»,
«Мой папа – полицейский»
6. Хозяйственно-бытовой труд.
7. Проекты.
Детско-взрослое сообщество «Книголюб»
Цель детско-взрослого сообщества: - формировать устойчивый интерес к художественной литературе;
- развивать литературность речи, способствовать поддержанию
традиций семейного чтения.
Задачи:
Вызвать интерес к книге;
Обогащать и активизировать словарный запас у детей за счет новых слов, совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в диалог, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим);
Развивать художественно – творческие способности детей, формировать эмоционально-образное восприятие произведений, способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.
Воспитывать любовь и бережное отношение к книге;
Обогащать детско – родительские отношения совместным чтением;
Повышать уровень вовлеченности родителей в ДОУ.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Чтение книг.
2. Игры-драматизации.
3. Рассматривание изображений.
4. Дидактические игры. Применение дидактических игр способствует развитию интереса к книгам. Дидактических игр по сказкам: «Из какой сказки герой?», «Добрые герои сказок», «Узнай книжку по обложке».
5. Эмоционально-образные беседы.
Беседы с детьми по содержанию сказки, о характере героев, их действиях. Разъяснять детям незнакомые им слова. Беседа способствует более глубокому пониманию сюжета и эмоциональному переживанию.
6. Игровые обучающие ситуации. Для лучшего усвоения правил обращения с книгами использовались игровые ситуации с включением персонажей, например к нам появлялся герой «Колобок» и учил правилам поведения, или Маша-растеряша которая потеряла книжку и мы ее учили как правильно обращаться с книгами.
7. «Книжкина больница».
8.«Библиотека»
Детско – взрослое сообщество совместно с родителями: «Театральные ступеньки!»
Цель детско-взрослого сообщества: – формирование родительской позиции в образовательном процессе ребёнка посредством участия в детско –взрослом сообществе, созданном на основе идей педагогики сотрудничества
Задачи:
– создать условия для общения родителей и педагога на основе идей педагогики сотрудничества в детско-взрослом сообществе – «Театральные ступеньки»
– сформировать площадку для обмена опытом между родителями и педагогом по вопросам образовательной деятельности в группе
– развивать коммуникативные умения, партнерские отношения при планировании совместной деятельности родителей и детей в реализации творческого проекта
– заложить творческие семейные традиции, сделать их основой в воспитании ребёнка
– совершенствовать речевые, актёрские, художественные навыки детей, способствовать применению компетентностей в совместной творческой деятельности.
Детско – взрослое сообщество «Эколята»
Форма работы: Экспериментально – исследовательская деятельность.
Цель детско-взрослого сообщества:: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим её.
Задачи:
– Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
– Вовлечь родителей в совместную экологически ориентированную
деятельность
– Создать условия в учреждении для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользовании.
– Вызвать желание оказать помощь в создании экологически благоприятной окружающей среды.
Детско – взрослое сообщество «Рисуем вместе»
Форма работы: Совместное творчество детей и родителей укрепляет хорошие доверительные отношения, эмоционально сближает его участников и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка, а так же формирует позитивное отношение к работе.
Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Цель детско-взрослого сообщества: Создание условий для положительного эмоционального настроя, налаживания контакта родителей и детей.
Задачи:
– Развивать творческие способности детей и взрослых;
– Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога
– Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Знакомить с приёмами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
- Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Детско – взрослое сообщество «Пескография – Волшебные картинки»
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Цель детско-взрослого сообщества: Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком; гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников; развитие творческих способностей и воображения.
Задачи:
- Создать условия для формирования элементарных навыков рисования на песочном столе.
- Способствовать развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образовательно-логическое мышление, воображение).
- Создать условия для развития творческого потенциала и формирования коммуникативных навыков.
- Тренировать мелкую моторику рук, координацию движения.
- Гармонизировать психоэмоциональное состояние (формировать умение расслабляться).
- Способствовать развитию навыков саморегуляции.
Детско – взрослое сообщество «Тестопластика»
Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Цель детско-взрослого сообщества:Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
- Научить лепке из солёного теста, развивая не только речь, художественные способности, но логическое мышление, воображение.
- Повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций).
- Развивать общую умелость, мелкую моторику, тактильные ощущения рук а также пространственное мышление и воображение.
- Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы.
- Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать самостоятельность в работе.
Детско – взрослое сообщество «Здоровейка».
Форма работы- Спортивные игры.
Детско – взрослое сообщество «Здоровейка» направлено на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.
Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.
Цель детско-взрослого сообщества: сохранение и укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.
Задачи:
- Формировать потребность в здоровом образе жизни.
- Совершенствовать развитие двигательных способностей детей и физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости);
- Воспитывать эмоционально-положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
- Развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами.
Специальные задачи:
- Укреплять мышцы, формирующий свод стопы.
- Укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки.
- Профилактика простудных заболеваний.
Детско – взрослое сообщество «Деталька»
Фома работы – ЛегоМоделирование - Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Данное детско – взрослое сообщество актуально тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.
Цель детско-взрослого сообщества:- Развитие пространственных представлений через LEGO- конструирование.
- Развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи:
- Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях.
- Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема.
- Используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части.
- Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой.
- Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки, чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы.
- Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
- Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Детско – взрослое сообщество «Краевед»
Форма работы - Поисковая деятельность
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Цель детско-взрослого сообщества: Формирование знаний детей об истории и культуре Уральского региона и родного города. Воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края. Развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
- Развивать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д.).
- Развивать у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине.
- Формировать первичные представления о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему, уважение и гордость за свой родной край.