Инна Фаррахова
Консультация для педагогов. Преемственность учителя-логопеда и специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, необходима взаимосвязь и преемственность в работе учителя-логопеда и педагога- психолога, учителя-логопеда и воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и старшей медицинской сестры. Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования. Задача обследования — определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов, Преемственность учителя-логопеда и специалистов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В нашем детском саду в сентябре учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель и педагог по физкультуре проводим комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждаем результаты диагностики, затем приступаем к планированию коррекционной работы. Такое обследование проводим в середине учебного года, для того чтобы выявить динамику развития у детей, и в конце учебного года, чтобы определить подготовленность детей к школьному обучению».
Выявленные уровень развития фонематической стороны речи ребёнка, его грамматического, лексического запаса и навыков связной речи учитываются воспитателями при составлении ими перспективного планирования, также учитываются и индивидуальные особенности детей. В конце сентября организую круглый стол для воспитателей и специалистов «Организация коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи». На этом же заседании даю рекомендации воспитателям по работе с «Тетрадью взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей». В каждой группе в утреннее время и часы после дневного сна воспитатели проводят индивидуальные и подгрупповые занятия по «Тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей», направленные на закрепление пройденного материала на логопедическом занятии и коррекцию речевого развития детей. В течении года беседую с воспитателями о необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов. А также консультирую и провожу практикумы для воспитателей на интересующую их тему. В мае даю рекомендации по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий для детей в летний период.
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна и взаимосвязь в работе с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений. В диагностике, которую проводит музыкальный руководитель, также имеются эти разделы. И наибольшая эффективность работы достигается, если материалы исследований, а также динамика развития этих функций постоянно взаимодополняются. Часто музыкальный руководитель в своей работе использует фонетическую ритмику, ритмодекламации и другие формы работы, необходимые для развития речи. В конце учебного года совместно с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями провожу итоговое мероприятие по результатам работы.
Совместная работа с педагогом по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех видов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Занятия по физическому воспитанию учитывают и состояние общей моторики детей с неправильным произношением отдельных звуков. Педагог по физической культуре эффективно проводит упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, в элементы разминки включает отдельные упражнения по развитию артикуляционной моторики («лошадка», «индюк» и т. д., упражнения, направленные на совершенствование мимической мускулатуры (поднять брови - удивиться, опустить - нахмуриться и т. д.). Также широко использует элементы логоритмики, различные речевые игры с движениями. В сентябре с инструктором по физической культуре обсуждаем о проведении комплекса ЛФК для детей, посещающих логопедические занятия.
Специфические особенности нарушения памяти, внимания, мышления у детей данной категории тесно связаны, а иногда и обусловлены речевым дефектом. Педагог-психолог исследует и корректирует неречевые психические функции ребенка. Постоянно использует в своей работе психогимнастику, мимические упражнения, координацию движений в сочетании с речью, проводит упражнения для развития речевого дыхания и голоса. Начале учебного года с педагогом-психологом выявляем основные направления взаимосвязи в коррекционной работе. В середине учебного года обсуждаем динамику развития психических процессов у детей, посещающих логопедические занятия. В конце учебного года проводим анализ «Психологической готовности детей, посещающих
логопедические занятия, к школьному обучению».
Взаимодействие в работе с медицинским персоналом ДОУ, врачами, медицинскими сестрами, массажистами кажется вполне ясным. При сборе анамнеза иногда сталкиваешься с определенными трудностями. Родители не всегда помнят все подробности протекания беременности, родов, раннего развития ребёнка, не могут предоставить соответствующие данные. Поэтому анализирую не только данные беседы с родителями, их анкетирование, но и содержание медицинских карт (карт развития, хранящихся в медицинских кабинетах.