Зухра Амергалина
Консультация для педагогов по работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе.
И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для детей с ОВЗ может быть местом, где они могут полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Публикация «Консультация для педагогов по работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как не странно, дети здоровые намного толерантнее относятся к детям с ОВЗ. Детская психика устроена так, что головной мозг не видит отличий, пока не начнут делать акцент на них взрослые.
И если этот акцент будет окрашен недружелюбными эмоциями в сторону ребенка, следовательно, между детьми будут возникать конфликты и порой, травля. И всего этого мы, взрослые можем избежать, если сами будем добрее, толерантнее друг к другу. Дети учатся на наших примерах, наше нежелание признавать возможности своего и другого ребенка может искорежить психику совсем здорового малыша.
Создавая в образовательном учреждении условия для реализации потенциальных возможностей детей, в том числе и детей с ОВЗ, одними из приоритетных направлений являются:
-создание для каждого обучающегося благоприятной социально- психологической обстановки, доверия и доброжелательности;
- учет индивидуальности каждого обучающегося с ОВЗ;
- формирование у окружающих эмпатии (понимания) и толерантности;
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей с проблемами развития;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и знаний;
- сотрудничество педагогов и специалистов в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка с ОВЗ и ДОУ.
Воспитатели должны знать детей с ОВЗ, к ним должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить. Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально- нравственное поведение.
Как работать с детьми с ОВЗ :
1. Необходимо выстроить доверительные отношения с ребенком.
2. Принять ребенка таким, какой он есть, и не оценивать его по нормам здоровых детей.
3. В развивающей работе идти от актуальных возможностей ребенка, а не от того, что он «должен» по возрастной норме.
4. Важно определить «зону ближайшего развития» и приоритетную задачу развития ребенка.
5. Пошаговое овладение учебным навыком, вводить новый навык только после усвоения предыдущего.
6. Поддерживать ребенка: хвалить даже за маленькие успехи и ободрять при неудачах. Ни в коем случае не ругать и не отчитывать!
7. Старайтесь в группе создать благоприятную атмосферу любви и принятия. Каждый ребенок нуждается в осознании того, что в группе он нужен, его ценят и ждут.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ:
1. Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и образовательному процессу.
2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
Выстраивая партнерские отношения педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо руководствоваться следующими принципами взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы.
Уважаемые педагоги, помните:
1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы.» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
5. Не провоцируйте конфликты.