МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Педагогический потенциал пескографии в поликультурном воспитании старших дошкольников»

Докторова Татьяна Геннадиевна
Консультация для педагогов «Педагогический потенциал пескографии в поликультурном воспитании старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В то время, как развиваются наука, информационные технологии,

народная культура начинает терять свою эмоциональность, самобытность.

Многие люди совсем забыли о своих национальных ценностях. Родители

современных детей постоянно заняты на работе, им некогда рассказать сказку,

спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, на

компьютерных играх. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический

процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества

родного края.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов

Публикация «Консультация для педагогов „Педагогический потенциал пескографии в поликультурном воспитании старших дошкольников“» размещена в разделах

региона, где проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его

национальности. Как известно, Республика Мордовия является поликультурным

регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва и люди

других национальностей. Соответственно и наш детский сад посещают дети

разных национальностей. Знакомясь с региональной культурой, каждый

дошкольник, находящийся в коллективе, усваивает этнические нормы и правила,

которые предписывают дружелюбие, уважение, позитивное отношение к детям

и взрослым других национальностей.

Поэтому для решения современных образовательных и воспитательных

задач поликультурного воспитания дошкольников, важно подобрать такие

технологии, которые позволят проявить инициативу, самостоятельность,

гражданскую и познавательную активность у старших дошкольников.

В работе по ознакомлению детей с национальной культурой нашего

региона очень важны занятия по изобразительной деятельности, так как в

рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей

действительности. Воспитательная ценность этих занятий несомненна, так как

гласит народная мудрость: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».

В рамках поликультурного воспитания, анализируя нашу педагогическую

практику в ДОО, мы с коллегами остановили свой выбор на применении в работе

с детьми технологии рисования песком (пескография).

Пескография – это приём целенаправленного применения техники

рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.

Одно из многих преимуществ рисования песком – это доступность

материала, не требующая больших финансовых вложений.

Рисование песком как изобразительная деятельность имеет огромный

педагогический потенциал, который используется для обучения и воспитания и

развития творческих способностей детей дошкольного возраста, и имеет

положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.

Давайте рассмотрим, как же поликультурное воспитание старших

дошкольников происходит посредством технологии рисования песком на

примере ознакомления детей с традиционной русской народной одеждой.

Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У

русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм

является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения

в поколение передавались традиции его изготовления.

Все начинается с предметно-развивающей среды.

Для работы создана необходимая среда: демонстрационный стол (можно

использовать для работы парами или с педагогом, индивидуальные световые

столы – планшеты, кварцевый песок фракции 0,1–0,4, кисти разного диаметра,

деревянные палочки, наборы для рисования (грабли с разным рифлением).

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд

преимуществ: возможность менять творческий замысел по ходу создания

рисунка, в процессе деятельности можно изменить рисунок.

В группе компенсирующей направленности с детьми перед занятиями по

пескографии проводится предварительная работа: чтение русских народных

сказок, прослушивание народных песен наших предков, пословиц, поговорок,

хороводов и т. д.

Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и

заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой

моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика

на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова,

чтение художественной литературы, проведение народных игр для привлечения

внимания детей, беседы по теме «Одежда наших предков» и рассказ о том, какую

одежду носили в старину (название, виды одежды, ткани из которых она состоит,

чем украшали и т. д.). Далее педагог совместно с детьми планирует, что они будут

рисовать.

Основная часть – непосредственно работа с песком по теме украшения

народного костюма. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение.

Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей

деятельности. Сначала мы учимся рисовать на песке элементы узоров костюмов:

геометрические узоры, стилизованные изображения птиц, животных, цветов и

т. д. Потом дети украшают женскую одежду: сарафан, передник, платок,

праздничный кокошник и т. д., также на занятиях мы с детьми рисуем и украшаем

мужскую национальную одежду, такую как рубаха, кушак, портки.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков

товарищей, раскрытие творческого замысла.

Аналогично ведется работа по ознакомлению детей с народной одеждой

мордовского и татарского народов.

В конце года из лучших песочных работ детей оформляются

фотовыставки, посвященные народам, проживающим в Республике Мордовия.

Знакомя детей с предметами народного быта, рисуя национальные узоры

на песке, читая народные сказки, мы каждый раз по кирпичику закладываем

фундамент гармоничного отношения к себе и людям других национальностей,

помогаем решать одну из важных задач – научить детей жить вместе в мире и

согласии.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация для родителей и педагогов «Роль патриотической песни в воспитании дошкольников» Консультация для родителей и педагогов "Роль патриотической песни в воспитании дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Педагогический потенциал пескографии в поликультурном воспитании старших дошкольников»
Опубликовано: 18 июня 2024 в 10:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Педагогический потенциал пескографии в поликультурном воспитании старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Докторова Татьяна Геннадиевна (УИ 2375703) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД