Валентина Моисеенкова
Консультация для педагогов «Роль изобразительной деятельности в развитии детей с нарушениями слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Первый год обучения.
Рисование:
Основными видами работы на первом году обучения становится рисование с натуры и по представлению. Чрезвычайно важно научить детей самостоятельно воспринимать окружающее и передавать в рисунке свои впечатления от воспринятого. Следует подчеркнуть что во время лепки, аппликации, рисования с натуры образец и показ должны быть исключены.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль изобразительной деятельности в развитии детей с нарушениями слуха“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Первая задача воспитателя, приступающего к занятиям по изобразительной деятельности, -показать детям, что рисунок, лепка, аппликация –изображение тех предметов, которые детям знакомы, с которыми они играют, показать, что изображение должно правильно передавать свойства изображаемого предмета. Для этого следует взять какой либо предмет и нарисовать такой же на глазах у детей. Лучше всего взять шар. После того как дети слепили шар его необходимо нарисовать. Воспитателю необходимо изобразить объёмный объемный предмет на плоскости и добиться того, чтобы дети поняли : на бумаге изображён тот самый шар, с которым они играли, который лежит на столе. Воспитатель внимательно рассматривает шар: обводит пальцем по контуру слева направо. Обводящее движение есть то самое движение, которое потом будет перенесено на бумагу с целью получить рисунок. Обводить нужно один раз- начать из одной точки и вернуться к этой же точке.
После обведения шар ставится на подставку. Затем следует произвести обводящее движение при помощи карандаша. Касаться шара при этом не следует. Теперь это же движение делается на бумаге. В результате получается окружность. Иными словами, воспитатель нарисовал шар. После этого табличку [шар] подкладывают к шару, а затем к рисунку.
Аналогичные занятия проводят и с другими предметами: пирамидки из шаров, неваляшки и другие предметы.
После этого можно переходить к подбору предмета к рисунку. Для подбора следует брать не боле двух предметов. Предметы должны резко различаться по какому-нибудь одному признаку (по форме, по цвету, по величине). Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы предметы отличались друг от друга по двум признакам, например, нельзя давать красный шар и синий куб. Можно дать красный шар и красный куб, либо красный и синий шар.
На подставку ставят куб и шар. Воспитатель внимательно осматривает тот и другой, после этого рисует куб.
Берёт куб и подкладывает его к рисунку. Затем переворачивает бумагу и на другой стороне рисует шар, просит ребёнка поднести шар к рисунку.
Когда дети научатся подбирать предмет к рисунку по форме, можно перейти к подбору по цвету: красный и синий шар, красная и синяя чашечка и т. д.
Когда все дети научатся подбирать предмет к рисунку, можно считать, что первый этап подготовительного периода окончился.
Подведё м итоги: дети понимают, что рисунок и лепка-изображение реального предмета. Они умеют выбрать из двух предметов именно тот, который нарисовали, и подложили его к рисунку. Они могут по табличке показать карандаш и бумагу и изображаемые предметы (шар, куб).
Устраивается небольшая проверка: на столе кладут шар, кубик, бумага, карандаш. Детям дают таблички, которые они должны подложить к предметам.
Теперь можно переходить к ко второму этапу-к групповым занятиям по изодеятельности. С этого момента рисовать должны дети.
Задачи первого фронтального занятия: 1. Рассадить детей по своим местам.
2. показать, какой должна быть правильная посадка.
3. дать табличку [Будем рисовать]
4. дать карандаш и бумагу
5. дать сигнал [рисуйте]
Это первое занятие требует от воспитателя большой подготовки: расставить столы и стулья так, чтобы каждому ребёнку был хорошо виден предмет поставленный на подставку на столе.
Дети должны правильно сидеть на протяжении всего занятия. Им необходимо знать что такое правильно сидеть: спина прямая, ноги вместе, руки на столе, взгляд на тётю.
Теперь можно показать табличку «Будем рисовать».
Табличка вставляется в наборное полотно.
Воспитатель берёт карандаш и бумагу, рисует один,два штриха на бумаге. Потом показывает табличку «бумага» к бумаге.
Затем раздаёт карандаши и бумагу. Затем детям показывает как надо держать карандаш. Затем показывает табличку «рисуйте» и дети должны зарисовать.
Детей нужно хвалить и поддерживать.
На первом занятии можно дать и краску.
Постепенно на занятиях по рисованию движения детей становятся увереннее. Карандаш оставляет уверенный след на бумаге. Теперь можно перейти к показу приёмов работы и к занятиям, содержащим элементы декоративного рисования: линии прямые и волнистые, дуги, клубок.
Итак, к моменту окончания подготовительного периода дети знакомятся со всеми видами работ по изобразительной деятельности.
Исключением становятся занятия конструированием и аппликацией.
Дети знают, как держать карандаш, кисточку, как вести ими по бумаге, как как набирать краску или клей, как пользоваться тряпочкой, как обращаться с пластилином. Они различают по табличкам названия: бумага, карандаш, кисточка, краска, глаголы: рисуй, лепи; выражения: будем рисовать, будем лепить. Затем следует провести занятие-проверку в форме игры в поручения. На стол кладётся всё, что нужно для лепки и рисования. Одному из детей даётся табличка «рисуй», другому ребёнку «лепи», третьему «дай кисточку».
Если дети правильно выполняют все поручения, можно считать, что подготовительный период в обучении изобразительной деятельности прошёл успешно!
Декоративное рисование.
Программа не предусматривает занятий по декоративному рисованию на первом году обучения. Однако рисование на основе показа линий, дуг, замкнутые линии-это, по существу, первые занятия по декоративному рисованию.
Первые занятия по декоративному рисованию составляют основу второй половины подготовительного периода к изобразительной деятельности.
На первых занятиях дети рисуют карандашом. Вслед за рисованием карандашом вводится рисование краской.
При решении отвлечённых задач (обучение детей умению проводить прямые линии,) нужно опираться на представления о хорошо знакомых детям представлениях, явлениях (дорожки, ленты, забор, клубок, ворота, лесенка др.)
Занятию обязательно должна предшествовать игра.
Первым занятием может быть рисование красками на тему «ленты».
Сначала воспитатель вынимает из коробки одну красную ленту и подкладывает к ней табличку «лента», затем (по одной) вынимаются ещё три ленты. К ним подкладываются табличка «ленты» .
Затем ленты обвязываются к обручу, получается «карусель».
Проводится игра «карусель». На следующий день проводится первое занятие по рисованию на тему «ленты»
Тема «Ленты»
Программные задачи: познакомить детей с кисточкой и краской; учить детей проводить прямые линии краской слева направо.
Словарь: лента-ленты, кисточка, краска, баночка.
Воспитатель вытаскивает из коробки одну ленту, кто-то из детей вытаскивает ещё две ленты (все ленты должны быть одного цвета). Воспитатель подкладывает табличку «ленты».
Затем достаёт заранее нарисованный образец-три горизонтально нарисованные полосы. Под образцом табличка «ленты».
Дети читают табличку.
После этого воспитатель достаёт и показывает детям баночку, подкладывает табличку «краска».
Ставит на наборное полотно табличку «краска».
Вместе с детьми прочитывает табличку «краска».
На кисточку набирает краску, на глазах у детей проводит три линии слева-направо, к получившемуся рисунку подкладывает табличка «ленты».
Затем проводится второе занятие на туже тему.
Тема «Ленты».
Программные задачи: учить детей правильно держать кисточку, аккуратно пользоваться краской; учить детей проводить прямые линии слева направо.
Начало занятия может быть таким же, но после того как воспитатель повесит на доску-образец, основное внимание должно быть уделено расчленённому показу того как надо держать кисточку. Показав, детям предлагают взять в руки розданные кисточки. Затем воспитатель показывает,как набирать краску на кисть и проводить линии, и лишь после этого даё т сигнал: «рисуйте».
На первом занятии многим детям придётся помочь, взяв их руку в свою.
После того ка линии будут проведены, нужно взять табличку «ленты» приложить к рисунку каждого ребёнка и вместе с ним прочесть.
На следующем, третьем занятии на ту же тему можно показать ленты висящие вертикально и предложить нарисовать.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
На первых годах обучения очень важно привить интерес к изобразительной деятельности. Поэтому необходимо выделить предмет из массы других, вызвать интерес к нему, создать положительное отношение к изобразительной деятельности и её результатам. На этом этапе обучения обязательным является обыгрывание уже готовых изображений, построек, лепных поделок.
Как известно в рисовании большое место отводится передаче цветовой гаммы. Хотя цвет детьми имеющими нарушения слуха, воспринимается значительно легче, чем другие качества, чувство цвета надо развивать постепенно. Главное, чтобы дети могли вычленить, соотнести цвет ещё до того, как должны будут его передать. Это относится к основным цветам, а затем и ко всей остальной гамме, без соотнесения с их словесным обозначением.
Ведущую роль в рисовании играет форма. У детей вызывает определённые трудности не только её передача, но и восприятие. В процессе работы по формированию у детей представлений о том, что предметы окружающего мира имеют различные конфигурации, должен использоваться весь комплекс ощущений: зрительный, тактильно-двигательных (обводящее движение). В рисовании должны передать в плоскостном изображении объёмное восприятие предмета.
Величина в том виде, в котором она нужна для изображения, понятие относительное. Чтобы определить, большой этот предмет или маленький, его нужно сравнить с другим. Поэтому,чтобы подвести детей к умению отражать величину в изображении, необходимо научить их сравнивать сначала два предмета, затем три.
Обучая маленьких детей рисованию, лепке, аппликации, воспитатель чаще всего проводит занятия по подражанию. Он воспроизводит действия на глазах у детей. Показ всегда производится медленно. Воспитатель показывает как держать кисточку, как набирать краску, ка движется кисточка при закрашивании. Дети повторяют движения и действия воспитателя. Такое занятие может проводиться на более продвинутом этапе обучения, например на втором году.