Вавина Олеся Сергеевна
Консультация для педагогов «Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. В норме к восьми годам ребенок полностью усваивает грамматический строй языка.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития.
Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формирование грамматического строя речи. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
-настольно-печатные;
-дидактические;
-подвижные игры;
-сюжетно – ролевые;
-компьютерные игры.
При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.
Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)
1. Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
2. Игра «Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.
Ход игры:
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.
3. .Игра «Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
( Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.
ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.
Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.
4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
5. Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ;
Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
6. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздаются картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
7. Игра «Что делают птицы»
Цель: Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.
Оборудование: картинки ласточки и скворцов.
Ход игры:
Воспитатель: Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.
8. Игра «Морские сокровища»
Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.
9. Игра в лото «Два и пять»
Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
10. Игра «Займи свой домик»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.
Ход игры:
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.
11. Дидактическая игра «Три рейки».
Цель: определение рода имени существительного.
Оборудование: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо) .
Ход игры:
Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.
12. Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет);
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит);
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять);
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом);
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).