татьяна пешкова
Консультация для педагогов «Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил: «Ребенок начинает говорить еще задолго до того, как произнесет первое слово». Народная мудрость гласит: «Кто в детстве в куклы
не играл – тот счастья не видал».
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Оно самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В последние годы мы все наблюдаем значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Увеличивается количество детей с нарушениями в правильном произношении звуков, многие не могут высказать свои мысли, у них плохо развита связная речь. Из жизни современных детей постепенно уходит живое общение.
Педагоги - практики считают, что использование игрушек вызывает у детей дошкольного возраста наибольший интерес, речевую активность, эмоциональную отзывчивость. Игрушка служит прекрасным материалом для обучения детей развитию связной речи, поскольку она подсказывает содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Она создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Наши дети играют в современные игрушки, изготовленные на фабрике. Развивающая среда в наших группах состоит из тех же самых игрушек. А я хочу рассказать об использовании русских народных кукол в качестве средств развития речи у детей дошкольного возраста.
Русские народные куклы в наше время многими педагогами незаслуженно забыты. А зря. Практика показала, что играя в такие куклы, ребенок освобождается от болезненных психологических ощущений, становится коммуникативно-общительным, у него совершенствуются лексико-грамматический строй, звуковая культура речи. И влияние народной куклы на речь ребенка происходит на всех этапах: от обсуждения будущей куклы - до обыгрывания куклы.
Обсуждение куклы -обсуждая с ребенком, какую куклу он хочет изготовить, необходимо дать ему знания о русских народных куклах : ее видах, из чего изготавливались и для чего были предназначены. Дошкольник выбирает куклу, которую хочет изготовить большую или маленькую, обереговую или игровую, из соломы или деревяшки, из крупы или ниток. На этом этапе происходит не только активизация словаря ребенка, но и обогащение его речи новыми словами.
Далее следует процесс изготовления куклы. В процессе изготовления русских народных кукол в наше время у детей развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений, формируется умение задавать вопросы, воспринимать полученную информацию, закрепляется умение решать различные проблемы при изготовлении куклы.
Русскую народную куклу нужно изготавливать вручную без подручных средств. Форму ей в старину предавали крестообразную, так как часто вкладывали в нее сакральный смысл, и значение такой куклы было оберегать дом от злых нравов.
Куклу никогда не шили иголкой, за исключением крупеничек, в тело-мешочек которых насыпали крупу и зашивали сбоку.
Голову отделяли от тела ниточкой, крепко-накрепко перевязывая коротенькой ниточкой, вставляли руки, одевали юбку, голову повязывали платком.
Помимо крупы, использовали солому, сматывая ее в пучок и снова образуя образ куклы.
Все тоже самое можно было сделать и из ниток. Кукла получалась тоже интересная и мобильная.
По правилам изготовления кукол нельзя было пользоваться ножницами, ткань рвали на кусочки руками, обматывая ими куклу или завязывая нитками. Лица делали безликими.
Процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, во время работы можно петь, рассказывать сказки, пословицы и поговорки, разговаривать, и в этом смысле народная кукла, без сомнения, сохранила свои магические свойства- это раскрепощает ребенка и настраивает на добрый и позитивный лад.
И наконец - обыгрывание куклы, а играть ею в тишине и в одиночестве совершенно невозможно. Каждому ребенку хочется похвалиться куклой, которую он сделал своими руками, хочется чтобы его похвалили и захотели играть с его куклой. Таким образом, у ребенка развитие коммуникативных способностей происходит в процессе придумывания сюжета, обсуждения его с партнерами по игру. У ребенка оттачивается интонационная выразительность, варьируется темп речи, звуки становятся отчетливыми и ясными.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что игры с русскими народными куклами напрямую влияют на усвоение детьми богатства родного языка и успешного становления диалогической и монологической речи.