Светлана Заноздрина
Семинар-тренинг для педагогов «Что такое толерантность?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение сензитивности педагога к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческой ценности.
Ход мероприятия:
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
Психолог:
Уважаемые коллеги! 16 ноября отмечался день, посвящённый замечательному качеству личности человека –толерантности. Перед вами лежат листочки. Напишите на них, пожалуйста, как вы понимаете, что такое толерантность?
Пишут на листках, как они понимают слово толерантность.
Психолог:
Публикация «Семинар-тренинг для педагогов „Что такое толерантность?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Сегодняшний семинар - тренинг мы так и назовём «Что такое толерантность?»
Сегодня мы с вами поразмышляем о важнейших нравственных ценностях: добре, любви, толерантности. Может быть, на первый взгляд это слово не всем знакомо, и звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Психолог:
- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.. .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место.. . Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.. .
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучит музыка и продолжение сказки) :
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Коллеги, давайте поиграем в игру «Звали, зовут, будут звать …» вспомним как вас звали в детстве, в школе, зовут сейчас и будут звать в будущем.
Проведение игры.
Психолог: нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас по имени. Каждому из нас при рождении дали величественное имя. Давайте поговорим об этом подробнее.
Известно, что на Руси имя для человека значило гораздо больше, чем обычное прозвание. Согласно представлениям наших предков, для того чтобы родился человек, в тело женщины должна была вернуться душа одного из умерших сородичей. Путем гадания определяли, чья душа вернулась, и ребенку давали такое же имя. Имя и душа человека неразрывно связаны. Взрослеет душа — меняется - имя. И на протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают прёодолевать трудности и распознавать источники радости, вдохновения, мудрости? Эти силы — двигатель человеческого роста.
Но в то же время имя может быть и источником опасности, ибо в первом звуке имени сокрыты и те силы, которые при неумелом обращении с ними, а. порой и невнимании к ним, могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, особое внимание к ним позволяют приобрести особенную силу.
Например, одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь познать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука — "Д", и понял, что его ведут по жизни Доброта и Доблесть, Дерзание и Долг. А особого внимания и внутренней работы требуют Дерзость, Драчливость и Дурь.
Дорогие друзья, — давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Что ведет нас по жизни? И что требует нашего особого внимания? Например: "Я — Светлана, и мне приходят на помощь Сила, Смелость и Сотрудничество. А помнить я должен о том, что частенько бываю Строптивой ".
(На это задание отводится три минуты после чего участники игры рассказывают о своих находках)
«Спасибо вам, дорогие друзья, за искренность. Имя — это не простое сочетание звуков. В нем каждый звук, каждая буква находятся на своем особом месте, ибо они образуют нечто целое, неповторимое и ценное. Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. Вот как это сделал в далекие времена уже знакомый нам принц Джумбер:
"Я — Джумбер. Я — носитель гордого и светлого имени. Его дали мне при рождении, наградив меня
Добротой,
Жизненной силой,
Умом,
Мужеством,
Богатством,
Естественностью, единством с природой,
Радостью.
Мое имя ведет меня по жизненному пути, позволяет
Достойно принимать
Жизненные уроки,
Учит быть спокойным и
Мудрым перед болезнями и войнами,
Беречь свои силы для новых дел и начинаний,
Ежедневно приумножать духовные богатства,
Рисковать обдуманно и безмятежно! Воистину, я — обладатель величественного имени!"
Итак, — какими достоинствами наградило вас ваше имя? Напишите, пожалуйста».
ПРИМЕР
Мое имя Светлана. И, как мне кажется, я
Стремлюсь к справедливости.
Вежливая, вдумчивая и вспыльчивая.
Естественная,
Терпеливая и трудолюбивая,
Любящая,
Аккуратная,
Настойчивая и настырная,
Активная.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вы испытывали, «играя» со своим именем?
2. Что нового узнали о себе и о других благодаря этим играм?
Упражнение. «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
-Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
• Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
• Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
• Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
• Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Знакомство с понятием «толерантность»
Мы выяснили, что каждый человек –это уникальная и неповторимая личность, одна –единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность».
В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое вобыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обы-денном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон педагога.
Критерии толерантности :
• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
• взаимоуважение членов группы или общества, добро-желательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
• равные возможности для участия в жизни всех членов общества;
• сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
• охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
• возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
• свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
• сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
• позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от-сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.
Проявления нетерпимости:
• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
• игнорирование (отказ в беседе, в признании);
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.
. «Я люблю тебя…»
Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача. Вы должны сказать «Я люблю тебя.»,назвать своё имя и объяснить, почему вы себя любите. (Например, Я люблю тебя, Лариса, за то,что ты много внимания уделяешь своим детям) .Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили. Помните,что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.
- Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
- Что вы при этом чувствовали?