Елена Орлова
Консультация для педагогов «Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Консультация для педагогов „Математика вокруг нас, Использование развивающей среды для ФЭМП“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Математическое развитие ребёнка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, в зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познать мир на каждом этапе его взросление. Это, действительно, реально, если правильно грамотно организовать окружающую, развивающую среду ребёнка.
В нашей жизни мы часто встречаем геометрические тела и фигуры. Из них состоят все предметы, которые нас окружают. Если окинуть взглядом помещение, в котором мы находимся: стены, пол, потолок, дверь – это прямоугольники. Сама комната имеет форму параллелепипеда. Это очень занимательно искать вокруг геометрические фигуры.
А если мы выйдем на улицу, то мы увидим постройки, дома различной геометрической формы. Веранда, скамейки, песочница и т. д.
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать их возможно только в системе и на основе личностно - ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Педагогом создаются условия и обстановка, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т д., — будь то занятие, игровая деятельность, прогулка или другие режимные моменты. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.
Например, во время уборки игрушек предложите мальчикам поставить все маленькие машинки на полку, большие — под стеллаж, а девочкам — посадить за один стол больших кукол, а за другой — маленьких. Проверьте, как дети выполнили задание. Спросите, как они расставили игрушки, сколько каких игрушек, какой они величины? Предложите им обосновать свой выбор: эта кукла (машина) меньше (больше, чем. Спросите, каких игрушек больше. Как узнать?
Детей младшего дошкольного возраста испытывающих затруднения при сравнении предметов по величине или по цвету, можно поупражнять следующим образом: можно поиграть с ними в игру «Разложи мячи по цветам» (красные мячики нужно положить в красную коробочку, а синие в синюю). Точно также можно поиграть в игру «Разложи мячи по размеру». Маленькую корзину предложить сложить маленькие мячи, а в большую корзину большие. Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Конечно же, важно и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей : и игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребёнка.
Дидактические игры сегодня считают одним из самых эффективных средств, помогающих в обучении дошкольников. Какие игры используют не только в качестве формы обучения, но и как средство личностного развития и, в сущности, как самостоятельно игровой вид деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста очень любит играть в игры головоломки геометрические конструкторы. Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.
Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.
С самого раннего возраста важно заниматься с ребё нком: учить его различать цвета, времена года, считать предметы, улучшает память, внимание. Благо для этого сегодня есть огромное количество развивающих пособий, которая объединяет обучение игру.
Кубики Дьенеша и блоки Кюизенера помогают малышам в игровой форме познакомиться с цветами, геометрическими фигурами, их размерами, понять, что такое каждый, через 2, что больше или меньше. Эти развивающее пособие увлекают не только маленьких непосед, но даже заинтересовывают взрослых. Для какого возраста подходит эти методики? Обычно эти наборы используются для игр с детьми от 2 до 7 лет. Но всё зависит от развития ребёнка. Если мы считаем что ребёнок очень смышленый, то можно попробовать предложить эти блоки уже в год. По разным причинам бывают задержки в развитии, когда эти наборы подойдут для детей 8-9 летнего возраста. Что развивают кубики? Логические кубики Дьенеша в доступной и наглядной форме знакомит детей с цветами, формами, размерами, толщиной предметов, начальными знаниями по математике и основами информатики. Этому всему ребёнок научиться, игра и выполняя различные манипуляции с блоками: выкладывания, разбиение, перестроение по заданному образцу и так далее. Дьеныш разработал свое пособие так, что в нём нет ни одного одинакового предмета. Все они различаются по форме, размеру, толщине и цвету.
Развивающие задачи палочек Кюизенера. Палочки Кюизенера представляет собой многофункциональное математическое пособие. С его помощью в игре ребёнок учится понимать числовую последовательность, понятие «больше и меньше», «право и лево», «длиннее и короче», «выше и ниже», «между», «через 1» и так далее. Набор Кюизенера имеет несколько названий: «цветные числа», «числа в цвете», «цветные линеечки», «цветные палочки». Этот набор дополняет кубики Дьенеша и позволяет комплексно подойти к изучению основ математики. В набор входит четырехгранные палочки, которые отличаются по размерам и цветам. Они примечательны тем, что блоки разной длины имеют свой цвет и числовое значение. То есть, чем больше палочка, тем большую цифру оно обозначает.
Дидактические игры можно сделать без труда своими руками из любого материала, имеющегося под рукой. Эта подборка только некоторых игр которые можно сделать самим.
Воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые педагогические технологии и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности у детей. К ним смело можно отнести лэпбук. Это тематическое пособие имеет ярко оформление, подбор материала с уровнем знаний и детей.
В работа над созданием лэпбука учат детей обрабатывать и систематизировать информацию, лучше её запоминать. Кроме этого развивается его творческие способности, и у ребёнка поддерживается интерес к обучению. Представленный вашему вниманию «Лэпбук по математике» предназначен для детей от 4 до 7 лет.
На прогулке можно предложить ребятам посмотреть вокруг и найти парные предметы. Например, у птицы два крыла у собаки или у кошки две лапки два глаза два уха. Можно спросить у детей чего у них по 2: две руки, два уха, два глаза, два плеча, два локтя, 2 ступни и т. д. Ребёнок может не только назвать, но и показать их.
Можно собрать опавшие листья небольшие букеты, а затем предложите детям отгадать, в каком букете больше листьев. После ответов ребята должны доказать их правильность (обосновать ответ). Важно не подсказывать детям, как это сделать. Пусть они самостоятельно найдут способ решения, то есть разложит листья один под другим или наложат листья одного из букетов на листьях другого.
Можно в игре поупражнять детей на умение измерять предметы. Обратить внимание детей на толстые и тонкие стволы деревьев. Дети, обхватив их руками, могут определить, какие из них толще.
Можно предложить найти тонкие и толстые сучья, тонкие ветки, высокие и низкие предметы. Уточняя представления детей о величине предметов, можно поговорить о том, кто из детей в группе самый высокий. Дети по двое встают затылок в затылок, а остальные определяют, кто из них выше.
Очень интересная игра «геометрия на асфальте». Предложить детям нарисовать на асфальте геометрические фигуры, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы. Например, треугольник - может быть косынка, горка, дорожный знак и так далее.
Не менее интересная игра «Что изменилось?». На земле нужно начертить пять клеток в один ряд. В каждую положить по одному предмету: жёлудь, камушек, веточку, или что-то другое. Дети закрывают глаза, в это время предметы меняются местами или убирается один предмет. Открой глаза, дети, пользуюсь порядковым счетом, должна сказать, в какой по счёту клеточки произошли изменения.
Можно предложить детям найти высокие и низкие деревья на участке. Уточнить их названия. Посмотреть, как расположены ветки, какой они длины, толщины, какие ветки наверху и какие внизу.
Также можно предложить детям сделать из мокрого песка куличики с помощью формочек разного размера. Их можно сравнить по величине. Можно найти одинаковые куличики. Спросить, сколько каких куличиков? Каких куличиков больше, или меньше?
Ещё одна замечательная игра, которую можно поиграть на прогулке это «Найди своё место». Начертить на асфальте прямоугольник, раздели его на количество частей, соответствующее количеству играющих. Написать в них цифры по порядку. У каждого ребёнка по одной карточке с цифрой. Дети бегают под удары бубна. Как только бубен замолкает, они должны найти свое место в числовом ряду. Играя со старшими дошкольниками вариант игры можно усложнить: взрослый уже не используют карточки, а называет число каждому ребёнку сам. По сигналу дети находят свое место и объясняют, почему стали именно там.
Можно поиграть в игру "Кто скорее соберёт камушки". Дети садятся на скамейку. Перед ними, на расстоянии 5-6 шагов, сложены камушки в две кучки по 10-15 штук в каждой. Выбирается двое играющих, каждому дается корзинка. По сигналу воспитателя дети начинают собирать камушки в корзинку. Тот, кто закончит первым, считается выигравшим. Можно предложить детям определить: кто больше собрал? Как это узнать?. Игра повторяется 4-5 раз с новыми играющими.
Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования элементарных математических представлений детей ваших детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которую рыбы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребёнка именно то, что в соответствующий момент способны наиболее эффективно развиваться.
Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Ведь любая подсказка только вредит ему. Нельзя лишать ребенка возможности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. Главное сейчас для нас, педагогов - дать малышу то, что он достоин увидит и узнать в дошкольном возрасте. И всё это нужно не для того, чтобы он стал гениальным математиком, лингвист, художником, хотя таких не мало примеров, а для того, чтобы развивать его безграничные способности, чтобы было больше радости в его жизни!