Ирина Иванчук
Консультация для педагогов «Квест-технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС ДО.
Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения, где ребёнок выступает в роли «объекта» (просто слушает и смотрит) на активную, в которой ребёнок выступает «субъектом» обучения, т. е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания и интерактивную, когда ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса.
Публикация «Консультация для педагогов „Квест-технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Обучение входит в жизнь ребенка-дошкольника через игру. Поэтому, образовательная деятельность в формате «квест» замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 году Берни Доджем профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). А прародителями «реальных» квестов считаются компьютерные игры.
Слово «квест» - сравнительно новое для нашей аудитории. Само понятие «квест», можно трактовать, как «поиск» или даже «приключение». Квест-это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует решению тех или иных задач для преодоления препятствий, формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.
Квест-игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДОУ и её объёму (гл. 2, п. 2.6).
Главная особенность «квеста» – это некая цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. При применении технологии «квест» дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО:
1. квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми;
2. квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников, педагогов) в решении образовательных задач в игровой, сюжетной и занимательной форме;
3. главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво в игровом занимательном виде способствует активизаци познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:
1. реализовать проектную и игровую деятельность;
2. познакомить с новой информацией;
3. закрепить имеющиеся знания;
4. отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
1. образовательные – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, усвоение новых знаний и закрепление имеющихся;
2. развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
3. воспитательные – воспитание доброжелательности, взаимопомощи, толерантности, личной ответственности за выполнение работы, формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
Ко всем сценариям для квестов предъявляются общие требования:
1. задача не должна быть сложной, ее цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;
2. используемые артефакты и предметы должны строго соответствовать тематике игры и ее сюжету;
3. задания квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;
4. необходимо продумать все риски, позаботиться о безопасности игроков.
Классификация квестов.
По форме построения сюжета квесты делятся на такие виды:
1. линейные - в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
2. штурмовые - когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают самостоятельно;
3. кольцевые - это те же линейные квесты, но заключенные в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, которые и будут для них финишными.
По месту проведения. Квесты могут быть организованы:
1. в замкнутом помещении, в группе;
2. в музеях;
3. в парках;
4. на местности (городское ориентирование - «бегущий город»);
5. квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования (в т. ч. GPS) и краеведения;
6. смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.
По продолжительности квесты могут быть :
1. кратковременные;
2. долговременные.
Продолжительность квест игры в детском саду :
• 20-25 минут для младших дошкольников;
• 30-35 минут для воспитанников средней группы;
• 40-45 минут для старших дошкольников.
Подготовка к проведению квеста содержит следующие этапы.
1. Организация рабочей группы.
Подготовка начинается с организации рабочей группы, разрабатывающей план, в котором прописываются все этапы работы над квестом :
• указываются ответственные лица;
• определяется тема или направление воспитательной деятельности;
• цели и задачи мероприятия;
• условия проведения квеста;
• правила игры;
• критерии оценки, номинации, по которым планируется награждать победителей. Также задачей группы является разработка сценария, составление заданий.
В состав рабочей группы могут входить педагоги, сотрудники, а также лица, приглашенные из других организаций.
2. Предварительная подготовка.
Предварительная подготовка включает в себя определение целей и задач квеста, целевой аудитории и количества участников, территории игры и сроков проведения.
Цель, как правило, носит обобщенный характер и ориентируется на образовательные стандарты, главным образом, вовлечь детей в образовательный процесс, повысить мотивацию к получению знаний.
Целевая аудитория и количество участников определяется целями и задачами самого мероприятия с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей, включая специфику здоровья.
Квест может проводиться в помещениях ДОУ, прилегающей территории, на объектах за пределами образовательного учреждения.
3. Определение даты проведения квеста.
4. Написание сценария квеста.
• В основе любого сценария лежит идея – легенда, вымышленная история о событиях, которые предшествовали началу игры.
• Определяется конечная цель, к которой нужно прийти, преодолев препятствия.
• Затем выстраивается сюжет. Сюжет представляет собой ряд событий, т. е. последовательность этапов, для прохождения которых разрабатываются правила (условия, бонусы, штрафы).
• Далее идет подбор заданий. В качестве заданий могут выступать всевозможные загадки, ребусы, головоломки, задания которые можно преподнести в игровой форме. Главное помнить: задания должны быть интригующими, должны провоцировать на активность мышления. Количество заданий для квеста (точек маршрута) и их сложность зависят от цели игры, возраста участников.
5. Проведение квеста.
Независимо от тематики проведение квеста предполагает : общий сбор в назначенное время в назначенном месте, представление темы, цели, инструктаж для участников (правила игры, техника безопасности и т. д., прохождение маршрута и выполнение заданий, общий сбор после прохождения маршрута.
6. Подведение итогов.
Подведение итогов и оглашение результатов является важной частью, т. к. позволяет участникам сопоставить свои знания и умения с возможностями других игроков, определить свои сильные и слабые стороны, а педагогам выявить интеллектуальный и творческий потенциал своих учеников.
7. Рефлексия.
Рефлексия является неотъемлемой частью любого вида деятельности, показателем активности участников. Суть ее заключается в уникальном опыте личностного переживания, осмысления и оценки своей деятельности. Рефлексия организуется в различных аспектах и с использованием разнообразных приемов и форм. Выбор варианта
проведения рефлексии зависит от целей и задач квеста.
Подводя итоги вышесказанного, можно заключить, что «квест» - это:
- игра, которая способствует развитию аналитических способностей, развитию фантазии и творчества;
- путешествие к определенной цели через преодоление трудностей;
- инновационная форма взаимодействия педагога с детьми;
- осуществление образовательных задач через игровую деятельность, которая носит поисковый характер.