Мария Солодова
Консультация для педагогов «Культура речи современного педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
«Говорите правильно», «следите за своей речью», «так не говорят» - как часто мы адресуем эти высказывания нашим детям. А правильно ли говорим мы сами? Невольно вспоминается пример, став уже классическим, из кинофильма «Доживем до понедельника», где учительница сетовала, что ее дети ложат зеркало в парты.
Я начну консультацию словами великого русского писателя Антона Павловича Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Культура речи – показатель общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяется той языковой средой, в которой находится ребенок. Он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.
Современные средства массовой коммуникации далеко не всегда являют собой образцы хорошей устной и письменной речи. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что некоторые печатные издания, отдельные каналы теле- и радиовещания и, конечно же, «всемирная паутина» оказывают крайне негативное влияние на речевое развитие подрастающего поколения. Роль воспитателя в данном случае очень велика, так как ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении. И от того, какую речь воспитанники будут слышать, зависит и уровень их общей культуры.
Давайте проверим себя, правильно ли мы говорим с детьми. Правило первое. Речь педагога должна быть грамматически и орфоэпически правильно оформлена. Пример часто встречающихся ошибок.
Правильное ударение выделено заглавной буквой. ЗвонИм (звонИт, баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень, предложИть (предложЕнием, красИвее, месяцАми (по месяцАм, завИдно, началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался, мЕльком.
Соблюдение норм литературного языка обязательно для речи педагога. Правильно говорить:
- Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок.
- Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (не вафлей).
- Возьми из кухни –это правильно (возьми с кухни – ОШИБКА).
- Клади (неправильно – «ложь»).
- Ляг (неправильно – «Ляжь).
- Надеть (покрыть себя какой-либо одеждой) – одеть (покрыть кого-нибудь какой-нибудь одеждой).
Правило второе. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» – они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Лев Владимирович Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.
Вот что получается у некоторых «любителей» так называемых слов-паразитов по мнению детской писательницы Эммы Эфроимовны Мошковской.
Жил-был этот, как его, А соседа звали это…
Ну, значит, и того, А его родители-
Жило это самое Видишь ли
Со своею мамою. И видите ли…
Был еще один чудак- А еще какой-то э-э-э
Это в общем значит так, Жил на верхнем этаже…
И его любимый зять. И дружили они все
Звали зятя так сказать, Ну и значит, и вообще
А жену звали ну…
Правило третье. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпа, бейсболка и т. д. Зачем это нужно? Прежде, чем ребенок научится сравнивать равносторонний треугольник с равнобедренным, или ломанную линию с прямой линией, букву А с буквой Л, он учится сравнивать бытовые предметы друг с другом, ему нужно научиться отделять существенные главные признаки предмета от несущественных и обобщать.
В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д.
Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них.
Правило пятое. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку или детям.
Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени. : «Так, встал и пошел умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Данные предложения обезличены, не понятно к кому они обращены, форма глаголов в повелительном наклонении при обращении в дошкольном учреждении не приемлема. Представьте, что кто-то скажет вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» Что вы почувствуете? Тоже чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям необходимо обращаться по имени, с просьбой в настоящем времени: «Саша, встань, пожалуйста», «Ребята, уберите игрушки, пожалуйста»
Правило шестое. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?»
Вместо этого спрашивайте: «Почему птицы улетают на юг осенью?»
Не надо сомневаться в способностях ребенка!
Правило седьмое. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:
- сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит – какие ты знаешь виды транспорта);
- затем вопросы, требующие размышления (зачем нужен транспорт людям? Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный);
- в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации (Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем).
Если вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.
Педагог человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования. А именно:
содержательность;
грамотность речи и лексическое богатство;
логичность и доступность;
техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритмы речи);
интонационная экспрессивность, эмоциональность;
уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);
литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету;
важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
Правила речевой культуры педагога :
Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
Педагог должен говорить внятно.
Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие детей: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога.
Как же добиться того, чтобы речь была выразительной? Существует много упражнений для развития голоса и развития речевого дыхания. Вот некоторые из них.
Упражнения для развития голоса:
Произносите междометие «О» с разной интонацией: удивленно, радостно, недовольно, испуганно. Следующее упражнение.
Произносите предложение «Открой дверь!», выражая разные чувства: гнев, грусть, радость, веселье, раздражение.
Прочитайте разным тоном скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит»
Сначала прочитайте ее радостно, восторженно («Как красиво мчатся кони»,
А в следующий раз прочитайте раздраженно, недовольно («Фу, как напылили»)
Упражнения для правильного речевого дыхания:
Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: А-О-У-Э-Ы-И. Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании. Еще одно упражнение.
Сделайте глубокий вдох на 1-2, короткая задержка воздуха и на выдохе читайте пословицы и чистоговорки:
Раз, дрова, два дрова, три дрова.
От топота копыт пыль по полю летит.
Голова без ума, что фонарь без свечей.
Закончить консультацию я хочу словами советского детского поэта Самуила Яковлевича Маршака.
Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после вас для выражения еще неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.
И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык.
В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись.
Спасибо за внимание!