Нусс Наталья Андреевна
Консультация для педагогов «Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность уравновешенность. Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств : сензитивнось (чувствительность, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций. Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента : холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств :
• у сангвиника – распыленность интересов;
• у холерика – несдержанности, резкости,
• у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
• у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.
Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь по стольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может до серьезных расстройств поведения приводящим к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм. Учет особенностей темперамента, необходим не только в каких - то исключительных случаях, а постоянно.
СПОСОБЫ УЧЕТА ТЕМПЕРАМЕНТА
1. Обеспечение тех условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей. Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум – создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки – стремимся избегать этого; замедлен во всех действиях – даем дополнительное время.
2. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.
3. Усиление положительных качеств в тех или иных свойствах темперамента и ослабление других. Например, высокая сенсорная чувствительность – основа развития сенсорных способностей, но в то же время она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей. Следовательно, нужно стремиться не снижать чувствительность ребенка, а уделять внимание созданию оптимальных условий для развития направленности его деятельности на содержание, требующее тонкого анализа, наблюдательности. В процессе обучения при благоприятных условиях типологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованности деятельности. Тревожность нельзя рассматривать только, как отрицательное явление, тормозящее эффективность деятельности. Она может быть и особым условием, стимулирующим активность, саморегуляцию деятельности, что обеспечивает высокую продуктивность работы. Чтобы устранить отрицательные моменты тревожности (робость, неуверенность) самый эффективный способ – сформировать навыки деятельности, стимулировать переживания успеха. Только активная деятельность и развитие адекватной самооценки могут снизить ее.
4. Тактика воздействия на свойства темперамента в другом виде деятельности. Например для снижения высокого уровня тревожности в обучении иногда эффективен не путь развития компетентности и навыков развития учебной деятельности, а путь активизации успеха в общении со сверстниками, который снижает общий уровень тревожности ребенка
5. Построение воспитательно- образовательного процесса, на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка.
6. Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста должна занять тактика опоры на индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности поведения ребенка.
7. Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара ребенка на занятиях и принятие соответствующих профилактических мер. Работа с не последствием, а предупреждение нежелательного поведения. Например, воспитатель прекрасно знает о безудержности, эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности. Значит, надо заранее предвидеть, что на занятии в какое-то время такое поведение может появиться, и заранее спланировать, в какое русло эту активность продуктивно направить.